К 190-летию со дня рождения Н. С. Лескова в зале периодических изданий открылась выставка «Писатель с самой русской душой». Она подготовлена отделом основного хранения.
На ней представлены издания из фонда редкой книги. Это прижизненные публикации произведений писателя, напечатанные в журналах «Вестник Европы», «Исторический вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль», «Русский вестник» и др. за
Николай Семенович Лесков занял своё, особое место в русской классической литературе XIX века. Свойственная ему широта охвата многоликой русской действительности определила собой характер художественного обобщения, который имеет место в его произведениях.
Лесков начал издаваться сравнительно поздно, на 29 году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». В начале своей творческой деятельности он сотрудничал в качестве журналиста со многими петербургскими газетами и журналами, печатаясь в «Отечественных записках», «Русской речи» и «Северной пчеле». Так в № 4 «Отечественных записок» за 1861 год были изданы «Очерки винокуренной промышленности», которые считаются первой крупной публикацией писателя.
Изначально свои произведения Николай Семенович выпускал под псевдонимной подписью «М. Стебницкий», которая впервые появилась в 1862 году под работой «Погасшее дело» и держалась до 1869 года. Среди других подписей и псевдонимов, используемых литератором — «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Горохов», «Кто-то», «М. С.», «Псаломщик», «Любитель старины» и др.
Карьера писателя началась в 1863 году, когда в журнале «Библиотека для чтения» вышла повесть «Житие одной бабы» (№ 7 за 1863 г.) и следом — роман «Некуда» (№ 1 за 1864 г.). Далее были опубликованы «Леди Макбет Мценского уезда» («Эпоха» —№ 1 за 1865.) и «Воительница» ("Отечественные записки«.—1866.—№ 7.) — повести трагического колорита, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Из других крупных произведений Н. С. Лескова
В 1870 году на страницах журнала «Русский вестник» в № 10 началась публикация романа Н. С. Лескова «На ножах», в котором он зло высмеивал представителей революционного движения нигилистов, нарождавшегося в те годы в России.
Как отмечал Максим Горький: «...после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников», что нашло свое отражение в романе «Соборяне», который был напечатан в журнале ("Русский вестник«.—1872.— № 4). Здесь же публиковались такие значимые произведения Лескова как: «Старые годы в селе Плодомасове» («Русский вестник». — 1869.—№ 2), «Захудалый род» («Русский вестник». — 1874.—№ 7.) и повесть «Запечатленный ангел» («Русский вестник». — 1873.—№ 1).
Под влиянием Льва Толстого в
В
Последний шедевр Николая Семеновича — «Заячий релиз» (1894), являющийся провидческим изобличением охоты на инакомыслящих, не был опубликован при жизни писателя. Редактор журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич отказался печатать его из-за цензурных соображений.
Мы приглашаем всех почитателей творчества Н. С. Лескова на выставку его прижизненных изданий.
Комментарии