В центре внимания русских художников всегда находился человек труда, что нашло свое отражение в изобразительном искусстве. Выставка показывает произведения более 70 авторов, которые в разное время обращались к этой теме.
1920-е и 1930-е годы представлены произведениями П.В. Сурикова «Портрет французского рабочего», 1928 — 1929 и Н.А. Удальцовой «На току», 1937. Впервые за много лет показывается монументальное полотно В.В. Рождественского «На Белом море», 1937, которое экспонировалась на грандиозной выставке «Индустрия социализма» в 1937 году, посвященной 20-летию Советской власти. Работа А.И. Курнакова «Паровозная бригада Ф.Ф. Чупахина», 1957, стала лейтмотивом выставки, так как именно в ней наиболее ярко отразилось не только время, но и популярная в советском искусстве тема человека труда. Сюжетно-тематическая картина Б.Т. Спорыхина «Донские рыбаки», 1957 создает радостное приподнятое настроение, благодаря мастерской передачи художником жаркого солнечного дня на реке Волге. На портретах П.И. Розина «Чабан Т. Уванчикова», 1954, А.И. Курнакова «Портрет заслуженного врача РСФСР А.В. Атабегова». 1956, Я.И. Левинштейн «Портрет Л. Хайларовой», 1958, В.А. Алексеева «Электросварщик Анатолий Растунцев», 1958 изображены люди разных профессий. В период строительства социализма стал популярным жанр индустриального пейзажа. Рост бурного строительства в стране демонстрируют индустриальные пейзажи А.К. Шиндыкова «Перед навигацией», 1947, М.С. Козловской-Эсмонт «Павлово на Оке», 1961, М.Н. Соколова «На строительстве Красноярской ГЭС», 1965, В.А. Алексеева «Причалы Мурманского порта», 1969. Труд художника отражен в картине И.В. Голицына "У офортного станка«,1966. Тема труда продолжает свое развитие в жанровом полотне И.Г. Степанова Металлурги,1964.
В 1970 годы создаются творческие бригады художников, которые работают на рудниках, нефтяных промыслах, на крупных стройках страны. В 1973 году А.И. Курнаков руководит такой бригадой на Михайловском руднике Курской магнитной аномалии (КМА). Портрет рабочего человека становится одной из главных тем в его творчестве в 1970-е годы. В экспозиции представлен «Портрет Героя Социалистического Труда экскаваторщика С.Т. Акимова», 1973. Портреты людей разных профессий представляют художники Э.Г. Браговский «Горновой Первов», 1972, Ю.А. Козленков «Портрет железнодорожника», 1974 и «Портрет летчика-спортсмена, экс чемпиона мира по высшему пилотажу В. Почернина», 1979, И.Н. Ронкин «Деревенский кузнец», 1974, Н.В. Нукало «Фасон», 1990. Новое творческое решение темы представляет полотно И.В. Рябининой «Завод II», 1989 и В.А. Кулаков «Творчество. В офортной мастерской», 1985. Индустриальные пейзажи К.В. Былинко «Лес стройкам. После дождя», 1977 и Г.В. Дышленко «Хлебозавод», 1979 также соответствуют теме выставки.
Графика, представлена работами, созданными в 1920, 1930, 1950, 1960, 1970, 1980-е годы. Творческие контакты мастеров искусств с рабочим классом как форма работы, зародились еще годы в первых пятилеток. Бригады художников работали на крупных стройках и заводах важных для индустриализации страны.
Работы А.В. Исупова «Разлив стали», 1920-е годы, Р.В. Гершаника «На стройке», 1930, А.И. Кравченко «Днепрострой», 1930 передают напряженный рабочий ритм труда на заводе и на стройке. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны в рисунках «Строительство плотины», 1951 — 1956 орловского художника К.С. Андросова. Люди разных рабочих профессий в процессе труда показаны в работах Д.Б. Боровского, В.П. Барвенко, И.Н. Лучининой, Л.К. Болбат. Результатом работы в составе творческой бригады на рудниках КМА в 1973 году стали офорты орловского художника Г.Д. Калмахелидзе «На руднике», 1973 — 1974, и акварели Л.Н. Былинко «Ночная смена», 1974. Орловскому сталепрокатному заводу посвящены линогравюры С.С. Косенкова и литографии М.А. Шураева. Большинство произведений графики представленных на выставке, созданы в 1970-е годы, когда постоянные творческие бригады стали работать на Новолипецком металлургическом заводе, на рудниках Курской магнитной аномалии, на нефтяных промыслах Сибири и Северной Магнитке. Работы В.А. Ветрогонского, А.М. Колчанова, В.И. Андрушкевича, А.С. Бакулевского, В.К. Сенько, В.С. Вильнера, Ф. Ахунова, Г.Ф. Буркова, и других художников вошедших в экспозицию, в эти годы составляли основу зональных и республиканских выставок «Слава труду!».
Скульптура на выставке представлена работами, созданными в 1960-е, 1970е и 1980-е годы. Скульптура А.Н. Софронова «Рабочий», 1960, Д.Б. Бологова «Портрет рабочего Ю. Захарова», 1960, «Доярка Нина Макарова», 1974 и «Читающий рабочий», 1976 В.П. Басарева передают образ современника-строителя социализма. Пластические композиции Л.М. Бугая, созданные в 1974 году посвящены работникам Михайловского горно-обогатительного комбината.
Декоративное искусство представлено на выставке живописными и скульптурными произведениями российских мастеров конца 1940-х — середины 1970-х гг.: А.А. Пупарева и Н.А. Малышевой, — уроженцев Орла, О.С. Артамоновой, А.Л. Малахина, В.А. Малолеткова. Живописные фарфоровые медальоны А.А. Пупарева отразили развитие индустриального потенциала и преобразования в области сельского хозяйства Страны Советов. Другие авторы в малой фарфоровой пластике и станковой керамической скульптуре показали различные аспекты женского труда.
Выставка «Тема труда в изобразительном искусстве ХХ века» предназначена для широкой аудитории и прежде всего для подрастающего поколения. В наши дни катастрофически мало уделяется внимания такой важной теме как труд простого рабочего человека. Сегодня в эпоху тотальной цифровизации и роботизации люди перестали ощущать важность созидательного труда. Ушло в прошлое уважение к рабочей профессии. Цель выставки повысить интерес людей к работе на производстве и показать наше недавнее прошлое, когда человек труда был главным героем в жизни нашей страны.
Часы работы: с 10 до 17 часов. Выходной: понедельник.
Телефон: 76-05-86,76-27-41.
Комментарии