Актуальная драма, Лев Толстой
Премьера состоялась в ноябре 2010 года
В ноябре 2010 г. исполнилось 100 лет со дня ухода великого старца из Ясной Поляны и из жизни.
Целый век Россия живет без Толстого. Что сталось с нею, с людьми, с душой человеческой?
Появление на ноябрьской афише тургеневского театра драмы «Власть тьмы» - своего рода знак судьбы. Толстой до обидного редкий гость на нашей сцене. Почти шесть десятилетий отделяют нас от последней постановки: в начале 50-х годов в Орле играли «Анну Каренину». Само обращение к «Власти тьмы» - репертуарный поступок. Мрачен и горек колорит пьесы. Впрочем, на фоне злодеяний из криминальных хроник и триллеров, которые с экрана входят в повседневную жизнь и приобретают характер обыденности, драма воспринимается, как прорыв к свету, к духовному очищению. В ней – живой и заразительный толстовский темперамент, нравственный посыл, обращенный к людям, чтобы опомнились, осознали, что происходит с душой. Он так нужен, необходим и спасителен. Поразительна современность пьесы, ее созвучие всему, что мы переживаем. Никакие реформы не приведут к желаемому счастью, если тьма в душе и Бога в ней нет, но при этом деньги – всему голова. И также под стать нашему времени шутливо-едкий комментарий современника Толстого В.А. Гиляровского к драме и ее драматической судьбе:
В России две напасти:
Внизу – власть тьмы,
А наверху – тьма власти.
В основу пьесы легли реальные события. Хороший знакомый Толстого, тульский прокурор рассказал ему в начале 80-х гг. XIX века об уголовном деле крестьянина Ефрема Колоскова, который убил новорожденного младенца, прижитого от совращенной им падчерицы, а потом прилюдно покаялся на ее свадьбе и жаждал наказания. Толстой заинтересовался происшедшим, даже встречался с осужденным в тюрьме.
С 1895 г. началась сценическая история «Власти тьмы» в России. Повсюду отмечали особую смелость трагизма пьесы.
На подмостках орловского драмтеатра в сценической версии «Власти тьмы», осуществленной молодым московским режиссером И.М. Кондрашовой и руководителем постановки заслуженным деятелем искусств России Б.Н. Голубицким, на первый план выдвинут и укрупнен образ работника Никиты (арт. А.Ю. Карташев и П.В. Минаков). Пригожий молодой мужик постепенно осознает ужас своего грехопадения и в светлый миг покаяния пробуждается его душа, почти уничтоженная тьмой.
Отец Никиты неприметный косноязычный Аким (заслуженный артист России Н.Е. Чупров) живет по нравственному закону: человеку душа надобна, а без Божьего света – душа мертва.
Комментарии