9 июня 2017 в 14:15 4228 0
Культура

Загадки Кайдары и пять сочинений про любовь: второй день фестиваля «LUDI»

Второй день фестиваля был наполнен мистическими поверьями африканских племен и абсолютной верой человека в необходимость любви.

Притча о золоте и знании

Волшебный и пластичный спектакль на малой сцене «Свободного пространства» продемонстрировала вчера, 8 июня, итальянка Виола Венто (Teatro Acordando).

Пластика Виолы, её движения, голос — были главными действующими лицами моноспектакля. Своего рода необычной «декорацией», украсившей «Кайдару», придавшей ей ещё большего объёма и атмосферы мистики, стало музыкальное сопровождение, придуманное и исполненное композитором Симоне Дель Багливо. Каких только загадочных перкуссионных штук, струнных и ударных инструментов не было в арсенале у него, и каждый играл свою роль в повествовании о Кайдаре.

Материалом, послужившим для постановки, стала африканская притча, записанная малийским учёным, историком, антропологом XX века Амаду Ампате Ба.

Она рассказывает о путешествии трёх молодых людей, которые должны пересечь таинственный и подземный мир, чтобы добраться до жилища Кайдары — бога золота и знания. Оно наполнено встречами-символами, которые пытаются понять путешественники, но в итоге каждый из них получает свое. Каждого Кайдара награждает золотом, но не все возвращаются домой. Один из них, получив золото, задумывает стать правителем, другой — торговцем. Оба, не послушав советов Кайдары, погибают. Лишь Аммади, настойчиво стремящийся постичь знания Кайдары, добирается до родного места. Спустя десятилетия он вновь встречается с богом, обратившимся нищим стариком, который раскрывает человеку те самые символы-загадки из дальней страны. В них зашифрованы понятия родины, мира, смерти, женского и мужского начала, человеческие взаимоотношения и бесконечное множество иных явлений мироздания.

«Золото — это пьедестал знания, но если знание спутано с пьедесталом, пьедестал упадет и раздавит того, кто находится под ним», — говорится в притче.

Кей означает «здесь», Дара — «остановиться».

Советы, которые даёт Кайдара путешественникам, направлены на то, чтобы законы мироздания и законы предков оставались незыблемыми, сохраняя при этом свою тайну. Именно поэтому познание божества остаётся для человека невозможно.

В конце спектакля мы видим распластанного на земле Аммади.

Зрителям «Кайдары» посчастливилось соприкоснуться с талантливым воплощением эпоса далекой для них во всех смыслах культуры, немного расширить границы своих знаний о мире, другом народе.

Не в этом ли одна из функций искусства? Объединять людей, рассказывая им через образы и символы друг о друге.

И как удачно и разнообразно год за годом складывается в этом смысле калейдоскоп явлений МЕЖДУНАРОДНОГО фестиваля «LUDI»!

Сочинение про взросление, или это – про нас

Вечером 8 июня на большой сцене «Свободного пространства» питерский театр «Суббота» (ведёт свою историю с 1969 года) представил «Пять историй про любовь» по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» в режиссуре Татьяны Ворониной (г. Москва).

Татьяна Воронина, приехавшая в Орёл, нам рассказала о том, как рождалась её постановка: «В театре «Суббота» я приглашенный режиссёр. Спектакль поставлен три года назад. Я его давно не видела.  Это мой первый опыт сотрудничества с театром «Суббота». Но есть у меня там ещё одна постановка – «Спасти камер-юнкера Пушкина». Пьеса Исаевой мне понравилась тем, что в ней можно много сочинять на сцене, использовать игровой театр – это эстетика театра «Субботы». Он игровой и музыкальный, со своей очень честной театральной религией.  Пьеса эта очень «субботинская».  Мы весь спектакль сочиняли вместе с актёрами. Никакой режиссёрской директивы не было. Зритель уже четвёртый год ходит на этот спектакль и не устаёт. Потому что там – всё про людей и всё просто. Спектакль я в какой-то степени посвятила своим родителям, молодости, детству. Поэтому я не стала придавать пьесе современного решения. Для меня «Пять историй про любовь» – это ретро во всех смыслах.  Сейчас у меня уже другой театральный язык. Так что для меня это уже «вчера». Можно было бы поставить по-другому. В жизни всё не так сентиментально».

… Детство – это такое состояние, когда ты как будто на чемоданах. Всё вроде бы хорошо в сегодня и теперь, но сердце щемит от ощущения предстоящего путешествия по жизни. Всё время хочется вскочить и мчаться на станцию, чтобы успеть на поезд. А куда спешить? Ну как же, все стремимся повзрослеть. Тем более что «большие» всё время подстёгивают, гонят на «вокзал»: «А вот когда ты будешь взрослым…», «Подрастёшь – поймёшь!». А какого направления поезд выбрать – тут уже загадка. И, чтобы набраться опыта, мы начинаем скупать билеты… На иной раз совсем не подходящие нам поезда…

Самая интимная история из тех, что один человек может поведать другому, – это история детства,  детских переживаний, мыслей, чувств, первого восприятия окружающего мира.

Сюжетную канву нам помогает разворачивать с высоты прожитых лет – с высокого стула, словно немного отстраняясь от пережитого – главная героиня, Лена повзрослевшая (Анна Васильева). И её воспоминания настолько точны и полны, что они снова превращаются в настоящее, которое маленькая Лена (Кристина Якунина) доверяет не только лучшей подруге – Маме (Марина Конюшко), но и всему зрительному залу. И на наших глазах раскрывает становление маленького человека – в его желании стать знаменитостью, в её опыте общения с мамой, друзьями,  в поисках себя на творческом поприще, в первой несчастной любви… В общем, перед нами – становление Личности. Советского периода истории. И герои действуют именно в этой условной временной реальности.

В линию жизни Лены вклиниваются другие женские историю (про войну, предательство и прощение, про страхи встречи с прошлым и надежду на то, что всё ещё впереди). Эти пять историй – и рассуждение, и повествование, и услышанный рассказ… Сама форма – школьного сочинения – это такая интересная придумка автора пьесы изложить биографию героини через рассказы начинающего писателя на занятиях в литкружке. И всё, что происходит с персонажами, так похоже на нас самих.

В «Пяти историях…», пожалуй, впервые на орловском фестивале музыка становится отдельным персонажем. Это не просто фон для происходящего, не способ задать с помощью Оркестрика (Виктор Кренделев, Сергей Линьков, Элина Тимковская) ностальгическую тональность исполнением музыки и песен из 60-х и 70-х. Это эпоха в её трансформации, это мир, смотрящий в глаза Лене и её попутчикам по жизни.  

В спектакле задействованы всего семь артистов. Но действующих лиц в постановке больше. Как будто перед нами вереница лиц – из людей, которых на вокзалах обычно много. Перевоплощения в нескольких характерных персонажей актёрам удаётся добиться с помощью, как показалось, прекрасного владения театральными приёмами. Очень понравились эпизоды, когда Мама Лены, точно вслед за Солохой, измудряется спасти пьяного коллегу от дамы из Минкультуры; когда Лена передумывает-передаривает любимую куклу подруге; когда Баба Рая (Анастасия Резункова) уходит с минного поля на фронте, а потом переживает неудавшуюся влюблённость; когда Учительница (Татьяна Кондратьева) раздаёт задания участникам литературного кружка…

Клоунские носы, воздушные шарики, клубки вязальных ниток, чемоданы, бескозырки, проигрыватель с пластинкой, телефоны – вот и все детали, которые в распоряжении артистов. Совершенно точно этот спектакль достоин того, чтобы быть отмеченным за прекрасный актёрский ансамбль. Как взаимодействуют артисты, как они вливаются в интонации друг друга! Такая игра заслуживает уважения и громких аплодисментов.

Постановка исполнена лиризма – знаете, такого тонкого, что с трудом поддаётся описанию. В ней много душевного тепла, нежности, очень искреннего и сильного юмора и жизнеутверждающего начала. Несмотря на жизненные неурядицы, неудачи в любви героини открыты миру, ищут гармонию, танцуют и не перестают любить. Было ощущение, что мы провели вечер в компании близких друзей разных поколений, с которыми одинаково легко и пошутить, и погрустить, и поговорить, и помолчать. И захотелось приблизиться к ним ещё больше, внести не только лепту молчаливого согласия с происходящим, захотелось действовать – поднять весь зал, чтобы дотянуться рукой до звонка на двери того, кто был другом детства Мамы, чтобы в чьей-то судьбе поскорее наступили ясные дни…

Из аннотации к спектаклю: «”В любви надо признаваться!” – говорит Лене её Мама. Это главный урок, который мы должны успеть усвоить вместе с героями спектакля…». После двухчасового погружения в воронинско-исаевские «Пять историй…» захотелось признаться в любви к тем, кто работал для нас на сцене.

P.S. «LUDI» продолжают работу. Сегодня в «Свободном пространстве» — «Череп из Коннемары», мрачная комедия по МакДонаху в исполнении театра «У Моста» (Пермь, Россия). Завтра, 10 июня, зрители увидят «Все на столе», моноспектакль Василя Дуева (Казанлак, Болгария), «Мой бедный Марат» Театрального центра «Вишнёвый сад» (Москва) и «Тихий шорох уходящих шагов» (Калужский областной драматический театр).

Оксана Полуничева, Ирина Крахмалева


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться