18+ 6 июня 2018 в 14:31 881 0
Культура

Выходы за солнечную линию и из тюрьмы: день пятый на фестивале «LUDI»

5 июня на Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» показали три спектакля. Орёл представил постановку «Бабочки не выживают в темноте», Уфа – «Солнечную линию», Сан-Паулу (Бразилия) – «Тюрьму».

Фото: Олеся Суровых/«Пять звезд. Орёл»

Liberdade e prisão. Тюремный дневник о свободе

Моноспектакль «Тюрьма» в исполнении Винициуса Пьедада из Сан-Паулу (Бразилия) — синтез яркой актёрской игры, пластики, интерактива со зрительской аудиторией, оригинальных и в то же время очень мобильных и простых сценографических решений (по сути, ему не нужно ничего, кроме темноты, карманного фонарика и чистых листов бумаги).

Драматическая комедия, явившаяся материалом для постановки, была написана самим Винициусом Пьедада в соавторстве с Сауло Рибейро. Режиссировал спектакль также Пьедад. Саундтрек написан специально для этой постановки композитором Мануэлем Пессоа.

Известно также, что Винициус Пьедад писал пьесу «Тюрьма» под впечатлением от посещения мест заключения в бразильском штате Эспириту-Санту, где он в течение восьми лет побывал с показами другого своего спектакля «Письмо пирата». А его соавтор Сауло Рибейро также опирался на свой опыт работы учителем в тюремной школе.

Весь материал постановки целиком и полностью — плоть от плоти его создателя.

Именно поэтому, наверное, концентрированное высказывание о главном — о свободе — со сцены било по зрителю точно. И, думается, многие после спектакля договаривались сами с собой, пытаясь определить лично для себя понятие «свобода».

О ком эта пьеса?

О пианисте, который ввязался в грязное дело — решил подработать для содержания семьи по предложению знакомого, продав кое-что, за это его в итоге приговорили к тюремному заключению. Музыкант сидит в тюрьме и отсчитывает недолгие дни до своего конца (скорую смерть ему пообещали зэки, за то, что тот якобы излишне общается то с администрацией, то с заключенными из других блоков — такие начали ходить по тюрьме слухи, а он просто попытался попросить пианино у администрации). Ведя этот обратный отсчёт, он пишет дневник. Скорее всего, для себя, говорит он. А в дневнике он размышляет о свободе, о своём прошлом, о том, как стал пианистом, вопреки запретам и неверию в его музыкальные способности. О том, как в музыке и этом инструменте он нашёл свою бесконечную свободу. Как он её лишился, попав в заключение и оставшись без фортепиано.

Он предлагает нам, зрителям, обращаясь в зал, использовать свою свободу. Вручает одному из нас ненадолго свой карманный фонарик и зритель становится причастным к действию на сцене, освещая мятущегося в темноте камеры заключенного. А потом, спустя время, он просит вспомнить нас песню о свободе и спеть её. И песня спета, и не одна. Актер улыбается, а вместе с ним улыбается его герой. Мы снова погружены в игру.

Однако обратный отсчёт неумолим. И вот уже не «семь» или даже «пять», а «один». Чистые измятые листья символического дневника разлетаются в стороны.

Герой падает от смертельного удара на бетонный пол, отсчитывая последний для себя на земле «ноль». 

Я после спектакля, открывая дверь театра, иду в непривычный холод июньских сумерек, а в голове внезапно возникнувшие слова из «Песни о свободе» ДДТ — «Свобода, свобода, так много, так мало...». Я все ещё там, в игре.

Ноль — это начало или конец?

Сансара...

Они знают, как пересечь солнечную линию

В 2013 году на фестиваль «LUDI» приехала тогда ещё начинающий режиссёр Алсу Галина из Уфы, выпускница режиссёрского курса Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Она привезла к нам спектакль «Рыдания» по пьесе современного автора Кшиштофа Бизе (перевод на русский Ирины Мягковой). К слову, он был выбран лучшим спектаклем на малой сцене. На этот раз Орёл увидел новую работу Алсу, созданную девушкой в рамках профессионального частного театра г. Уфы «THE ТЕАТР». Это объединение выпускников Уфимского вуза. Основной акцент в этом театре – современная драматургия.

В прошлом году Алсу Галина выпустила спектакль «Солнечная линия» по Ивану Вырыпаеву. Это, как подчёркивает драматург, – «комедия, в которой показано, как может быть достигнут положительный результат».

На сцене показан конфликт семейной пары, которая в браке уже семь лет, но взаимопонимания так и не достигла. Стороны упрекают друг друга и срываются на сквернословия. Да, они так разговаривают. Матом. На весь зрительный зал. Режиссёр заранее извинилась за обсценную лексику, подчеркнув, что намерения обидеть аудиторию нет – просто постановка следует за автором текста.

Что мешает гармонии в отношениях? Может, невыплаченный кредит? Или нерождённый ребёнок? Или просто тот факт, что Вернер ни разу не назвал Барбару «бриллиантом», а ей так этого хотелось. Как это похоже на правду – у двух сторон ожидания, которые не выполняются в реальности. От этого – чувство неудовлетворённости, гнев, расстройство собственной психики и угнетение партнёра. И это – не нормально.

Нормально с десяти часов вечера и до пяти на кухне пытаться прийти «к какому-нибудь положительному результату». Именно этого добиваются герои спектакля. Не стесняясь в выражениях и обнажая все обиды, накопленные за годы совместной жизни. Конфликт, кажется, растёт и ширится. Вот двое виртуально делят жилплощадь, вот он таскает её по полу, словно куклу, вот они обливают друг друга водой из бутылок. Более того – взрыв отношений перерастёт в «Мортал комбат»: фрагменты знаменитой игры «Смертельная битва» проецируются на декорацию.

Кстати, сценография режиссёром избрана лаконичная и удачная. Две половины одного целого – конструкция. Символ отношений, которые в настоящий момент в периоде полураспада. Момент настоящий – это часы, пять часов утра, самое время выяснить, как быть дальше – то ли соединить несоединимое, то ли разорвать окончательно. Переливы психолого-эмоционального состояния передают цветовые проекции и музыка. Художник – Ильнур Слявчин. Нравится, как взаимодействуют артисты – Тамара Адамова (Барбара) и Артём Самигуллин (Вернер). Они так искренни в своих порывах чувств и взаимного то отторжения, то притяжения, что даже несколько огрехов в виде путаницы в репликах смотрятся совершенно естественно: в порыве ярости ещё не так заговоришься…

В спектакле, надо отдать должное режиссёру и артистам, всё происходит динамично. И одна из ярких сцен – танец, который разыгрывает семейная пара. Герои на наших глазах превращаются в первобытных существ и ведут себя весьма комично.

А что же такое солнечная линия? Это полоса света, которая как-то упала на тело Вернера и была замечена Барбарой. Солнечный свет словно разделил фигуру на две части – с одной женщина готова слиться, а вторую не понимает и не принимает. Солнечную линию не пересечь, уверена Барбара.

Любовь и страсть в её и его глазах не потухают ни на минуту. Даже когда он резко заявляет – как хорошо было бы, если бы она умерла. Просто так было бы легче. Причём обоим. В клубке противоречивых эмоций (а желание быть вместе у этих обоих несомненно есть, ведь «уже этой весной» кредит можно погасить и забыть о нём, спокойно выстраивая дальнейшую жизнь), в этом единстве и борьбе противоложностей надо как-то разобраться.

Способ нашёл автор – подсказал его своему персонажу, а тот ретранслировал для читателя и зрителя. Барбара и Вернер играют роли остранённых от ситуации конфликта персонажей – Зои и Зигмунда. И это переживание нового знакомства, желание понравиться друг другу и друг друга понять прекращает битву, и на сцену приливает волна нежности. Они говорят друг другу теперь красивые слова, хвалят друг друга, улыбаются друг другу. Солнечная линия пересечена. Она просто исчезает, тает, как измысленная, но на деле не существующая преграда (совсем как аллегорическое исчезновение фигур в белом в пластическом этюде артистов театра и студентов отделения хореографии ОГИКа). Она вся становится солнечным светом, с которым, наконец, сливаются герой и героиня.

Сама пьеса, как и постановка, должна обладать терапевтическим эффектом, по замыслу Вырыпаева. Так, в одном из интервью автор прямо указывает на то, что текст построен как проигрывание механизмов для того, чтобы люди смогли наладить контакт между собой. Давайте попробуем в диалоге услышать друг друга. Давайте узнаем, что действительно чувствует и думает ваша вторая половинка. Правильно ли мы понимаем то, что говорит другой человек? Или это наши домыслы, искажение мыслей и намерений собеседника? Давайте разрешим конфликт мирным путём. И если на спектакль придёт пара, эти механизмы она сможет совместно проработать. Те же, кто бывает на спектакле в одиночку, вооружены полезной информацией, которой смогут поделиться с любимым человеком. Думается, для того, кто всерьёз занимается психотерапевтическими практиками, такая пьеса – хорошее подспорье в работе. Для зрителя же – приятное и полезное времяпрепровождение.

Вместо послесловия

В 2013 году состоялось наше интервью с Алсу Галиной. Девушка рассказывала о намерении реализовать себя в профессии режиссёра, заняться, в том числе и поэтическим театром, сделать постановку по творчеству Веры Полозковой. Что ж, всё так и случилось. Алсу, радуемся вместе с вами!

***

Сегодня, 6 июня, предпоследний день театрального фестиваля «LUDI». В 15.00 на сцене муниципального драматического театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина покажут орловский спектакль «Иван Грозный» (16+). В 20.00 на большой сцене театра «Свободное пространство» зрителей ожидает монодрама национального театра «Морузгва» г. Загреб (Хорватия) «Бобочка или других 100 страниц „Philip Latinovicz“» (16+).

С подробной афишей фестиваля можете ознакомиться на портале InfoOrel.ru, а также на официальном сайте театра «Свободное пространство».

Оксана Полуничева, Ирина Крахмалева, 

фото Олеси Суровых


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Росто

Отзывы ресторанов


1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556575859
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться