2 июня 2018 в 12:44 2995 0
Культура

VIII Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». День первый. Колесо Коломбины

1 июня в Орле открылся VIII Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Жюри и зрители увидели две постановки.

Фото: Светлана Коренькова

Приветствие фестиваля

Восьмой фестиваль начался торжественно и стильно. К 18 часов на площадке перед театром «Свободное пространство» появилась фестивальная красная дорожка, по которой под аплодисменты публики продефилировали члены жюри: председатель жюри Драгана Бошкович (Белград, Сербия) – театровед, критик, драматург, профессор современной драматургии. За ней последовали члены жюри фестиваля: Анастасия Ефремова (Москва) – театровед, театральный критик, писатель, главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10», директор фестиваля «Постефремовское пространство»; Александр Платунов (Санкт-Петербург) – кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства, педагог; Владимир Спешков (Челябинск) – заслуженный работник культуры России, журналист, театральный критик, обозреватель информационного портала «МедиаЗавод»; Боривой Радакович (Загреб, Хорватия) – писатель, переводчик и журналист. Они приехали на советской автоклассике, каждый – под свою музыкальную тему.

Байкеры привезли флаги стран-участниц фестиваля (в этом году свой театральный поиск демонстрируют Россия, Польша, Хорватия, Израиль, Бразилия).

Удивлять организаторы фестиваля продолжили в зале, оригинальным прологом, режиссёром которого выступил Сергей Пузырёв.

Загадка красного шара

Высокая планка, которую фестивалю когда-то задали его основатели, не только не опустилась, но, кажется, поднялась ещё выше.

Впервые был обыгран логотип фестиваля и большая красная точка-шар – в имени «LUDI» (в букве «I»). Мы помним, что называние скрывает два понятия – «люди» и «игры, в которые люди играют».

Так вот вчера артисты театра в изумительном пластическом этюде показали эксперимент, главным действующим лицом которого стал Андрей Григорьев, – перерождение человека смотрящего в человека играющего, «человека сцены». «Красный шар» олицетворял плод познания искусства. На наших глазах артиста становится сопричастным действу на сцене, и мистический вихрь уносит его в путешествие по неизведанным лабиринтам театрального мира.

Приоткрывшаяся дверь в это новое пространство заманивает и артистку Юлию Григорьеву – и вот она уже на наших глазах становится Коломбиной. Это предисловие к драме «Колесо Коломбины», которым и открылся фестиваль. И намёк на то, что зрители неизбежно окажутся втянутыми в театральную, иррациональную жизнь. Так оно и вышло.

Коломбина и смысл жизни

Красный шар превращается в красное колесо, которое катится в сторону абсурдной и очень смешной комедии, заставляя зрителя хохотать.

Смелым, как показалось с первых сцен, и крайне удачным, как стало ясно уже к середине первого действия, шагом было пригласить на открытие именно постановку, заявленную как совместный проект ООО «Земляничные Поля», СПб и Национального театра Карелии. Режиссёр спектакля – Андрей Дежонов. То, что мы увидели, – совершенно современный театр, испробовавший разные средства для того, чтобы подать современный материал, но с опорой на стародавнюю классику.

Пьесу написали петербургские авторы Леонид и Ирина Ворон. Ими воссоздан балаган – возрождена традиционная итальянская комедия масок (комедия дель арте). Как и в традициях площадного театра, декораций почти нет, едва намечено место действия.

Из аннотации к постановке: «Основой сюжета становится попытка главной героини Коломбины сочинить себе историю своей жизни на ближайшие 10 лет. Хотя 10 лет, которые она «проигрывает» на сцене сквозь череду встреч, расставаний, знакомств, увлечений, замужеств и разводов в поисках своего Принца, могут иметь и более широкие временные границы».

Главные герои – Коломбина, Арлекино и Пьеро. Они дурачатся, танцуют, поют, показывают акробатические трюки (вроде сцен со стиркой белья или вращения Коломбины, сломавшей голову в поисках счастья для себя). Только классический «треугольный» ансамбль всё время трансформируется в разные триады: Коломбина – Арлекино – Мать Арлекино, Коломбина – Арлекино – сын Коломбины и Арлекино (Пьеро), Коломбина – Арлекино – Мать Коломбины, Коломбина – Траппола – сын Коломбины и Арлекино (Пьеро). Потом, когда колесо жизни начинает вращаться всё с большей скоростью, в треугольнике уже новые лица – Бригелла, Капитан, Смерть, Звездочёт, Старуха…

В театре абсурда возможно всё – и свержение запрета на слово «задница» и врождённое смертельное чувство юмора у дамы с косой.

Коломбине всё сложнее ухватиться за перипетии собственной жизни, а зрителю как будто всё сложнее разобраться в сюжете спектакля. И всё время этот назойливый треугольник, этот математический пример, который никак не удаётся решить: «три минус два равно один». Это – подсказанная Звездочётом логика поиска смысла жизни для Коломбины.

В треугольниках то и дело выпирают вершины – это артисты исполняют соло. Перед нами настоящий фьюжн. Музыка (артисты подыгрывают себя на разных музыкальных инструментах), то и дело меняющиеся ритмические рисунки держат весь нерв действия. Как и сама Коломбина, так и все персонажи этой истории в минуты проявления сильных эмоций (вызванных нередко жизненными бытовыми ситуациями) выражают свои порывы в песнях-зонгах (артисты Наталья Свешникова, Глеб Германов, Андрей Шошкин, Ксения Ширякина, Карина Колованова, Лада Гладкобородова, Екатерина Баландина и Юрий Луговых их сочинили сами). Это прекрасная находка режиссёра и актёрского состава.

Чем разрешится спектакль? Может, монологом Коломбины о том, что она должна, всем бедам и препятствиям назло, идти вперёд, верить в лучшее, жить настоящим моментом и растить сына Пьеро? О нет, только не в адсурдистском театре. В финале у «неоконченной пьесы» персонажи спотыкаются о непростую преграду – у них иссякают слова. А значит, «финита ля комедия». Только по-русски: «Комедия прикончена». Комедия «пришиблена». Закончена комедия! Занавес. Аплодисменты. Нет, не так: АПЛОДИСМЕНТЫ!!!

***

Второй фестивальный день, 2 июня, подарит зрителям и жюри фестиваля две встречи со спектаклями. В 15 часов на сцена театра кукол Таганрогский театр им. А.П. Чехова покажет моноспектакль «Дюжина ножей в спину революции» (12+). В 18 часов государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» представит мюзикл «Люди ЛаМанчи» (16+).

С подробной афишей фестиваля можете ознакомиться на портале InfoOrel.ru, а также на официальном сайте театра «Свободное пространство».

Ирина Крахмалева,

фото Светланы Кореньковой


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться