13 июня 2017 в 14:11 1952 0
Культура

Вдребезги и на одном дыхании: квартирник-опера из Великого Новгорода на фестивале «LUDI 2017»

«Вдребезги!» – этот необычный и необыкновенный спектакль по поэзии серебряного века в исполнении артистов театра для детей и молодёжи «Малый» из Великого Новгорода стал настоящим открытием фестиваля «LUDI 2017».

На наш взгляд, режиссёр Надежда Алексеева попала в самую точку, придумав форму для того, чтобы говорить с залом о поэзии и поэтах того периода, который принято называть серебряным веком. Это звуковой и цветовой спектакль. А как иначе рассказывать о том богатом культурном наследии, которое наше отечество, да и всё человечество в его лице обрело в начале XX века? Что такое русская словесность, изобразительное искусство, музыка, театр – за 50 минут постановки этим знанием успевают проникаться и голова, и сердце.

Сценографическое решение безупречно: зрителю представлены световые контрасты (художник по свету Лариса Дедух) и супрематитическая композиция (художник Игорь Семенов) из разноцветных геометрических фигур – в виде прямоугольных планок, подвешенных под потолком, и красных стульев, на которых не сидят – существуют артисты. Они словно помещены в некое мыслимое пространство формы и из неё извлекают содержание (слова, звуки), для которого требуется найти верную форму выражения. И на сцене показаны эти поиски, это рождение нового искусства.

Интересно следить за игрой актёров (заслуженная артистка России Любовь Злобина, Андрей Данилов, Кристина Машевская, Алексей Коршунов, Марина Вихрова). Кто они, до конца остаётся непонятно, не стоит искать прямого сходства персонажей с известными поэтическими фигурами. Они – голоса и смыслы утраченного, невозвратного времени. Спектакль получился полифоничным. Как в настоящем музыкальном сочинении (музыкальное оформление Татьяны Бобровой), в нём есть сольные партии, дуэты, трио, квартеты. Это разговор таких разных, совершенно не похожих друг на друга и в чьём-то очень близких, родных друг другу людей. Есть и Муза, изумительно владеющая голосом и интонациями, создающая оркестр и терзаемая невозможностью достичь полной гармонии: так выражена мысль о неизъяснимом, как его понимали представители серебряного века.

Артисты виртуозно используют речь, мимику (начало спектакля – вообще пантомима), жесты. Но главное внимание всё же отводится слову. Оно звенит, гремит, грохочет, переливается, перетекает, останавливается, уводит, сталкивает, примиряет… Оно, полновесное, несокрушимое, вечное, – живёт. Поэзию необходимо озвучивать. Мало читать её с листа или с другого носителя. Внутренней речи мало. Поэтически строки – это единство ритма, рифмы и художественного образа – требуют, чтобы их произносили. На площадях или в маленькой комнате, в кабаке или у рампы.

Каким разнообразным было художественное слово у поэтов серебряного века, можно судить по тем текстам, что Н. Алексеева вместе с артистами включила в спектакль. А. Кручёных, М. Цветаева, О. Мандельштам, Н. Гумилёв, А. Блок, Н. Тэффи, И. Северянин, Д. Хармс… Хорошо знакомые строки и те, которые редко кто читал… Целое звёздное покрывало, растянутое на острие слов, если по Блоку. Целый космос, в котором живёт музыка сфер.

Худрук Надежда Алексеева рассказал о том, что её постановка рождалась из-за собственного «дефицита серебряного века»:

– История о поэзии серебряного века в данном случае – моя идея. Когда я задумала спектакль, важно было правильно сделать отбор, с точки зрения конкретных людей, с которыми ты работаешь. Попросила принести стихи: которые вы помните и что-то для вас они значат. Вы их можете помнить, потому что они связаны с событиями в вашей жизни. Мы долго отбирали те стихи, к которым не только у меня была эмоциональная память, но и творческий опыт у другого человека. Так выхолащивался круг – то, что мы читаем, это наше любимое. Я слышала свой коллектив на репетициях и их умение рефлексировать на стихи того периода. И в какой-то момент мы поняли, что это то, что есть у нас всех в бэкграунде, то, чем русский человек гордится. Так обрисовались и характеры, и место действия.

Стихи – это высшее проявление человеческой драматургии. Это сбор различного дыхания, это когда дыхание прерывается, останавливается, становится парадоксальным – только стихи способны передать тот катарсис и драматическое существование человека.. Эти люди (поэты) одиноки в своём социальном мире, как и мы подчас одиноки со своей культурой. Стихи, действительно, в изгнании – скорее, не сами стихи, которые мы проходим в школе, даже личности, которые их создавали. Поэтому возник представленный вам своеобразный квартирник. Из-за дефицита. Мы гордимся нашей страной, имея в виду первую ту литературу и поэзию, которой ты принадлежишь, потому что ты русский человек. И ты слышишь дефицит, который живёт в твоём круге, хочется его восполнять, но театр не иллюстратор, он перерабатывает темы, проходит сквозь призму твоей личной драматургии. На прошлое и будущее ты смотришь сквозь призму тебя сегодняшнего.

Почему «Вдребезги». Нельзя этих авторов, которых мы представили, просто так соединить – их соединяет то ощущение от людей, которые хотели быть вместе. Серебряный век – это люди, которые не повторяли друг друга, не шли линейно друг за другом. Они питались друг от друга, создавали этот социум. И мы на сцене создали такое воображаемое место и и музу центральную, чтобы создать пространство, куда люди при ходят высказаться не на какую-то актуальную тему, а на тему своего творчества. Мы шли не от формального искусственного приёма – от внутренних ощущений от той поэзии, от утраченной музыки.

Фортепиано и виолончель звучат в нашей постановке. На виолончели играет наша актриса, она в своё время окончила музыкальную школу. Это очень творческий и музыкальный человек. Виолончель – это голос. Мы не пытались сделать из неё музыканта – это струны души. Композитор писала музыку для фортепиано – вы её слышите в спектакле. И она является для этой музы идеальной, недостижимой нотой тоски, неосуществимое – неизъяснимое, она терзается тем, что ни как не может воедино это собрать, у неё не склеивается. Это одна из сложных ролей в спектакле – она слышит своих партнёров, она, как оркестр, держит спектакль и идёт против него. У неё почти нет слов – кроме Кручёных и пары фраз.

Они все, эти персонажи, не очень уживаются сначала. Но своей нотой, своим градусом отношения к жизни, конечно, они в чём-то совпадают. Здесь очень много намешано. Это и время, и рефлексии – в костюмах, художественном оформлении. Это и тяга к квартирникам – тяга сочинять общий вечер, общий творческий этюд.

Эмоциональный взрыв, осколки слов и судеб (а мы помним про драматические перипетии в жизни и трагические финалы тех, кто творил искусство нового времени)… Спасибо театральному коллективу  за такой красивый, утончённый, пронзительный вечер, какой они подарили орловскому зрителю.

Напомним, что Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» уже бывал на орловском фестивале: в афишу «LUDI-2013» вошёл спектакль «СПАМ/SPAM».

Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI 2017» закроется  сегодня вечером, 13 июня. В финальный день пройдут постановки зарубежных гостей – «Материнское поле» (БГДТ им. А. Умуралиева, г. Бишкек) и «Кабаре» (Big Empry Barn Production, Новые Орлеан, Торонто). Вечером орловцы узнают имена лауреатов фестиваля по версии жюри.

Ирина Крахмалева


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться