31 августа 2018 в 13:37 3540 0
Культура

В ОМИИ выставили море Айвазовского, «одетое» в итальянские рамы

Два подлинника и 55 высококлассных репродукций картин художника И. Айвазовского экспонируются в Орловском музее изобразительных искусств. Это совместный проект «Арт-Экспо», Третьяковской галереи и ОМИИ.

Фото: Ирина Крахмалева/InfoOrel.ru

В ноябре 2016 года в Орловский музей ИЗО привезли образовательную  экспозицию, посвящённую 125-летию со дня смерти знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога. Тогда в выставочных залах нашего музея разместили 70 репродукций самых известных картин художника из разных периодов его творчества, рассеянных по разным музеям мира и частным коллекциям. Над их созданием трудились 12 художников выставочной компании «Арт Экспо». 

Профессиональные репродукции выполнены в технике жикле. Так, сначала делается высококачественный фотоснимок оригинала, затем изображение распечатывается в высоком разрешении на холсте, а уже после этого художники, следуя стилю живописца, наносят мазки. Подобный стиль создания репродукций усвоен профессионалами около 40 лет назад и используется во многих музеях мира.

Почему проект образовательный? Рассчитана подобная выставка в первую очередь на молодую аудиторию, чтобы познакомить её с наиболее значимыми работами выдающихся художников, увидеть которые одномоментно не представляется возможным в силу объективных обстоятельств. Предполагается, что знакомство с репродукциями в полный рост не только усилит внимание к изучению жизни и творчества конкретного автора, но и пробудит желание увидеть оригиналы.

Директор ОМИИ Светлана Четверикова призналась, что проект с репродукциями оставил неожиданно сильное впечатление у посетителей музея. Отчего решено было его продолжить, но уже в связи с новым именем и новыми условиями экспонирования. За основу был взят материал, подготовленный Третьяковской галереей.

«В 2017 году исполнилось 200 лет со дня рождения Айвазовского. Третьяковская галерея организовала полноценную выставку, где представила работы художника из своего собрания, других музеев и частных коллекций, полноценная выставка. Компанией «Арт Экспо» была достигнута договоренность о возможности изготовления высококачественных репродукций, которые позволяют увидеть основные работы  Айвазовского. Они воспроизведены в натуральную величину, одеты в итальянские рамы. Фактически, если не знать, что перед нами репродукция, отличить её от подлинника не так просто. Эта выставка стала передвижной», – пояснила Светлана Четверикова.

Уникальность показа в Орле в том, что вместе с репродукциями показаны два подлинных произведения из собрания ОМИИ, которые долгое время не выставлялась. Это живописное полотно «Лунное море» (1860-1870 гг.) и графическая работа карандашом «Морской вид» (1878 г.).

«Лунное море» для Орловской картинной галереи из дирекции художественных фондов и проектирования памятников приобрело Минкультуры РСФСР, в 1962 году картина стала частью местной коллекции. Сама работа, хранящаяся в фондах ОМИИ, требует лишь незначительной реставрации, а вот рама, в которую она была одета, – роскошная, в стиле барокко, пришла в неприглядный вид. На блог-платформе «7x7» появилась публикация о трудностях финансирования Орловского музея изобразительных искусств: денег на раму для картины просто не было, а значит, не было и возможности её экспонировать. Для Айвазовского сотрудники музея могли себе позволить только достойное обрамление. Мостик от музея к меценатам помогла перебросить теперь уже бывшая библиотекарь ОМИИ, известная в Орле активистка Марина Алексеева. Её призывы услышала армянская диаспора – шесть человек помогли собрать примерно 40 тысяч рублей, чтобы вместе с музеем удалось заказать красивую «одежду» для «Лунного моря».

– Хочу выразить благодарность за предоставленную возможность приобщиться к искусству. В миру художника Ивана Константиновича Айвазовского знали как Ованнеса Геворкиевича  Айвазяна. Как волшебная палочка способна открыть запертую дверь, так имя Айвазовского способно открыть путь к сердцу любого армянина... Собрать деньги на раму не составило труда. Существуют ценности, которые не измеряются чем-то материальным, деньгами. Бывают проекты, над которыми задумываешься, стоит ли браться. Но здесь вопрос так не стоял. Хочу вспомнить слова, которые на могиле Айвазовского выгравировала вдова художника на древнеармянском: «Рождённый смертным оставил после себя бессмертную память». Спасибо музею за возможность приобщиться к этой бессмертной памяти. Это праздник для нашего горда – увидеть картины такого художника и внутренне обогатиться,  – об участии в проекте рассказала  Даниелян Пайцар Сосовна, руководитель Орловской общественной организации «Армянский культурно-просветительский центр».

Оригинальная работа Айвазовского «Морской вид» (карандаш графический, процарапывание) имеет дарственную надпись: «Марии Гавриловне Савиной, в знак глубокого уважения от И. Айвазовского. 11 января 1878 г.». Работа хранилась сначала в коллекции выдающейся актрисы, а после попала в Ленинградский театральный музей, в 1959 году появилась в собрании Орловской картинной галереи. Ранее она выставлялась в общей экспозиции.

За свою жизнь Айвазовский написал около 6 тысяч картин. Из всех произведений знаменитого мариниста критики выделяют 200-300 работ, которые считают жемчужинами его творчества. 55 из них представлены на выставке в Орле в виде репродукций. Зрителю предоставлена возможность окунуться в богатство красок морской стихии, переданной художником во множестве состояний, увидеть эксперименты с цветом и светом – знаменитые лунные дорожки и проблески солнца, безбрежные просторы Чёрного моря и привклекательные уголки Крыма, конечно, лицезреть бури, за которыми угадывается луч надежды, корабли на волнах, штиль на закате... Есть в экспозиции и автопортрет художника, а также портрет его второй жены Анны Бурназян.

Дивные морские пейзажи оформлены со вкусом: рамы для картин – это, на наш взгляд, особый объект для любования на выставке.

Для молодёжи организована фотозона «На гребне волны» и фразы-«облачка» для селфи. Эти неизменные атрибуты современных показов, впрочем, ничем не отвлекают от просмотра самих репродукций. Кстати, последние особенно выигрышно смотрятся, если заметен кракелюр. Оригинал же, в окружении пусть и талантливых, но всё же копий, привлекает к себе повышенное внимание публики.

В завещании Айвазовский писал: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосия, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу». Будет славно, если каждый, кто побывает на родине Айвазовского, сможет увидеть оригинальные работы мариниста: в собрании хранятся 416 работ живописи и графики. 

А пока можете оценить выставочный проект «Айвазовский. На гребне волны» в стенах ОМИИ.

Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств (г. Орел, ул. Октябрьская, 29)
Открытие: 30 августа в 15:00.
Выставка работает по 7 октября 2018 года.
Часы работы с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 21.00.
Выходной – понедельник.

Тел.: 76-05-86, 76-27-41.

Ирина Крахмалева,

фото и видео автора 


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться