21 февраля 2019 в 13:52 2309 0
Общество

О временных мостах, шлюзе, Хвастливой мельнице в городе «на сухих берегах»

Третья публикация по мотивам выставки «Весело красуется Орёл: мосты города» в Бунинке посвящена времени, когда в Орле разбирали мосты, а лёд с рек брали для устройства ледников.

Фото: Юлия Борисенко

В книгах можно найти информацию о том, какую роль в жизни людей играли мосты.

«Мосты были важной частью орловской жизни. Были они, как правило, деревянными. Некоторые по старинке лежали над самой водой. Те, что поднимались на значительную высоту, имели перила: чтобы лошадь при случае не свалилась в воду. Легкие и узкие, высоко поднятые над речками мостки, построенные только для прохода людей, называли словом «лавы». А потому что внешне были похожи на лавку. Только была о-о-очень длинная лавка, перекинутая через Оку или Орлик.

Редкий случай, чтобы осенью мосты разбирались и вытаскивались на берег для восстановления весной. То неожиданно наступали морозы, всё было недосуг, и потому мосты оказывались намертво вмороженными  в лёд. Потом их уносило с водой в половодье. Лавы, по легкости их конструкции, весной ломались непременно, покоряясь неизбежности. Городская дума уже в январе предлагала заключение контрактов на устройство деревянных мостов через реки Ока и Орлик, на содержание перевозов во время разлива рек и временных мостов при спаде вод на сумму 2483 рубля», – «как в прошлом году», поясняли, в частности, «Орловские губернские ведомости» в номере от 19 января 1852 г.

Лесков единственный из современников сообщал в «Житии одной бабы» о важной особенности Орла – город стоял на «сухих берегах». Причиной тому был шлюз Хвастливой мельницы на правом берегу Оки, поставленный в неудачном месте за современным железнодорожным мостом. Шлюз лишал Оку нормального потока, из-за чего река в пределах города была мелководной. Как это выглядело, видно на замечательной гравюре 1830-х годов «Вид города Орла» Г.-К. Ю. Цапфа – лошади и люди свободно идут через Оку, и река им по колено.

«Узенькая полоска воды катится по широкому песчаному руслу, – пишет Лесков.  – Её и переходят вброд. В редких местах вода хватает выше колен, а то больше совсем мелко.  По милости этого устройства шлюзов выше города людям нет водяного приволья.  Зажиточные люди ездят на лошадях в купальни, а бедному народишку, из которого у нас состоит почти весь город, так и плохо» («Житие одной бабы»).

Те, кто собирался вволю поплавать, уходили за Хвастливую мельницу. Там было глубоко, но потому опасно – люди тонули. 5 июля 1839 года бывший столоначальник губернского правления Дмитрий Алферов, например, купавшись на реке Оке за Хвастливою мельницей, плавал на значительной глубине реки, посреди её, сделалось с ним кружение головы, и он, лишаясь сил, начал тонуть. На помощь ему бросился Семён Казанский, подканцелярист конторы Богоугодных заведений, и спас его. Так счастливо происшествия оканчивались не всегда.

На фотографиях Орла начала XX века видны не живописные голые берега и узкая лента реки под ними. Наличие шлюза, с одной стороны страховало город от наводнений, с другой – нарушало санитарные нормы XIX века в Орле, как и по всей России, отсутствовали водопровод и канализация. Колодцы имелись в среднем по ссудному на 50 домов, воду для питья часто брали из Оки. В речке стирали и полоскали белье. В те годы вода в Оке и Орлике была чистой, и стирка в речной воде была самым обыкновенным делом. По свидетельству старожилов, в реке полоскали бельё до середины 60-х годов XX века. Зимой для этих целей проделывались проруби. Горожанки с бельём, нагруженным на санки, с вальками, которыми колотили по мокрым простыням и одеждам, низко нагнувшись над водой, с красными от холода руками, были даже более частым явлением на реке, чем рыбаки.

В феврале – начале марта с реки брали лед для ледников. Лёд кололи, огромными зеленоватыми брусками его вытаскивали из воды, на санях привозили домой и набивали им погреба, добавляя снегу, чтобы лед лучше схватился. Летом ледник служил идеальным холодильником. Лед таял медленно, и при правильной загрузке погреб освобождался точно к наступлению осенних холодов, то есть когда лед был уже не нужен. На леднике держали молоко, рыбу, мясо, творог, ягоды и ягодные воды, квас и всё скоропортящееся».

«Мосты и шлюз». Ашихмина Е. Н. «В этом странном городе». – Орёл, 2012. - Кн. 1.


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться