14 июня 2017 в 03:24 3829 0
Культура

Человечно, драматургично, с актёрским лицом: театральный фестиваль «LUDI 2017» завершил свою работу

Неделя вдохновения и театральных впечатлений подошла к концу. Вечером 13 июня зрители узнали, совпали ли их собственные оценки постановок, увиденных на фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI 2017», с мнением профессионального и молодёжного жюри.

Вот и завершился театральный праздник в Орле. К счастью, ставший уже традиционным. Такой ожидаемый. 15 постановок и 7 стран-участниц. Просмотр, дискуссии, мастер-классы и просто человеческое общение на тему виденного и его соотнесения с нашей действительностью. Честный разговор о жизни и искусстве. На русском, итальянском, болгарском, сербском, английском, киргизском...

Культура в пространстве кабаре

На каких языках вы общаетесь? Этот вопрос задаёт герой моноспектакля Бренмнера Дьюти «Кабаре `33». Это история берлинского кабаре, знаменитого выступлениями Марлен Дитрих и других звёзд. А цифра с апострофом, как вы догадались, означает год. Когда на всё, в том числе на культуру, наступили нацисты. Судьба коллег импресарио незавидна: они были арестованы властями и сгинули с лица земли. Всё, что осталось, – испорченный реквизит и изорванные костюмы. И клочки воспоминаний уцелевшего актёра кабаре. Прежде чем бежать, нужно рассказать жаждущей публике о тех, с кем работал.

И вот уже на сцене оживают комедиант, танцовщица и другие характеры.

Повествование предельно экспрессивно – перед нами мастерские перевоплощения актёра в других персонажей и музыка, с помощью которой воссоздаётся беспредельный ужас, охвативший человечество. И с помощью неё же показано пристанище души, спасающейся в кабаре.

Видно, что у Бренмера Дьюти, прибывшего к нам из США (его имя было в афише орловского фестиваля год назад, но тогда возникли проблемы с получением визы, которые в этот раз, к счастью, разрешились) не только талант и широкий диапазон (душевный и профессиональный), но и богатая сценическая (он 13 лет назад в Новом Орлеане основал театральную компанию Big Empty Production, выступал в Северной Америке и Европе) и музыкальная биография (имеет музыкальное образование, исполнял классические произведения, потом перекинулся на авангард, сейчас работает с джазовым квартетом, в чьём репертуаре музыка 1920-30-х гг.). Отметим, как органично существует актёр на сцене, как он эмоционально выразителен, энергичен и какой искренней была его игра. И зал на такую подачу, безусловно, откликнулся.

Вот о чем поведал нам в интервью сам Бренмер:

– Культура и искусство важны для всех нас. Но в определённых странах сегодня это всеобщее достояние в опасности. И этим спектаклем я хотел показать значимость этой темы. Я ставлю этот спектакль уже на протяжении пяти лет. И на больших сценах, и в малых театрах. И каждое движение, каждый момент в этой постановке мне хорошо известны. Поэтому импровизации теперь здесь немного. В Берлине я пока не показывал этот спектакль, но есть вероятность, что получу приглашение в этот город в следующем году. Всегда может быть так, что публика зааплодирует или засмеётся в тот момент, когда я этого не жду. Сегодня у вас я чувствовал связь с залом. Возможно, это из-за общего настроения фестиваля. Или благодаря субтитрам. Но определённое взаимодействие между нами было. Два дня назад, когда Александр Михайлов мне сказал, что я закрываю фестиваль, я стал нервничать. Тем более когда сказал, что в зале будут политики (имеет в виду представителей власти от города и области. – Прим. ред.). Очень большое удовольствие я сам получил от этого фестиваля. Те спектакли, что я успел посмотреть, произвели на меня неизгладимое впечатление, затронули меня. Это был ценный опыт для меня как для актёра. Спасибо!

По версии жюри, это лучший моноспектакль фестиваля.

Исповедь материнского сердца

Субтитров на моноспектакле «Материнское поле» (или «Я помню») в интерпретации Кулайым Каныметовой, народной артистки Киргизской Республики, не было. Зрителям пришлось или вспоминать повесть Ч. Айтматова, или упиваться стихией киргизского языка и во всём довериться артистке. И она ни на минуту не обманула и тех, кто оказался в стане доверчивых, и тех, кто разбирал спектакль с профессиональной точки зрения. Старая женщина Толгонай в День поминовения становится женщиной мира, потому что, прежде всего, она мать.

И эта кровная связь со своей семьёй и с народом пронизывает спектакль. Он проходит на малой сцене, и мы видим, как в трагические минуты блестят в уголках глаз К. Каныметовой слёзы. Как она сначала с радостью, а потом с тяжёлым сердцем работает в поле, как собирает урожай. И какой урожай преподносит ей нива жизни – бесконечное поле утрат... Свою долю женщина принимает, проходит сквозь потерю пропавших в войну сыновей, учится преодолевать тяжесть одиночества на виду у Неба и Земли, рассказывает о судьбе внука. Толгонай в спектакле – сильный характер и раненая душа. Она воплощает то, что мы привыкли называть Материнским сердцем.

Артистка поразила зал своей убедительностью, точностью прочтения персонажа, умением работать с предметом (палантин становится атрибутом, характеризующим не только возраст, но и состояние героини, превращается в жнивьё, хлеб, саван, младенца и др.). Что может один талантливый актёр? Показать правду. Её свидетелями мы и стали во время спектакля.

Результат – артистку Бишкекского драматического театра имени Арсена Умуралиева К. Каныметову профессиональное жюри отметило за лучшую женскую роль.

Творческая победа мужчин и женщин

Ещё об одном спектакле, ставшем открытием для профессионалов в театроведении. За лучший актёрский ансамбль жюри поблагодарило и отметило отдельной номинацией постановку орловского театра «Свободное пространство» в режиссуре В. Ветрогонова – «Клятвенные девы».

Драматург Карине Ходикян, член жюри:

– В этом спектакле чудесным образом сыграны женские судьбы. И мне нравится то, что это написал мужчина (драматург Олег Михайлов. – Прим. ред.), потому что тогда был бы упрёк женщине в том, что она упивается своими проблемами. С задачей прекрасно справился режиссёр: каждая женщина не просто персонаж, но человеческая судьба. Они забитые, они трагичны, их реальность, из которой не убежишь, в том, что они изначально живут со своим приговором. И вот в тот момент, когда забитая, немая женщина из-за угрозы аборта поднимает топор – для меня наступает катарсис. Это такой всплеск женского начала! Актрисы очень точно подобраны, они представляют собой настоящий актёрский ансамбль. И финал. Последнее слово – у меня не получилось, а у тебя получится... любовью – здесь победа автора-мужчины, сказанная словами героини-женщины.

Итоги международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI 2017»

  • Гран-при: «Пять историй про любовь» (Государственный театр «Суббота», Санкт-Петербург, режиссёр Татьяна Воронина)
  • Лучший моноспектакль: «Кабаре» (BIG EMPTI BARN PRODUCTIONS США-Канада, режиссер Дэйв Доусон, актер Бремнер Дьюти)
  • Лучший спектакль большой сцены: «Вдребезги», Театр для детей и молодёжи «Малый», Великий Новгород)
  • Лучшая режиссура: Надежда Алексеева (спектакль «Вдребезги», Театр для детей и молодёжи «Малый», Великий Новгород)
  • Лучшая мужская роль: Бранко Джурич (Фёдор Карамазов, спектакль «Карамазовы», театр «SLAVIJA», Белград, Сербия)
  • Лучшая женская роль: Кулайым Каниметова (Толгонай, в спектакле «Эксимде» Бишкекского драматического театра имени Арсена Умуралиева, Киргизия) 

Специальные дипломы профессионального жюри

  • Лучший актёрский ансамбль: спектакль «Клятвенные девы» театра «Свободное пространство», Орёл
  • За талантливое актёрское прочтение прозы И. Бунина: Евгений Безрукавый в спектакле «...И плывёт корабль…» муниципального драматического театра «Русский стиль» им. Михаила Бахтина, Орёл

Лауреаты по версии молодёжного жюри

  • Лучший спектакль большой сцены: «Клятвенные девы», государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», Орёл
  • Лучший спектакль малой сцены: «Подлинная история Фрекен Хильдук Бок», Нижегородское творческое объединение «GRANART», Нижний Новгород
  • Лучшая работа режиссёра: Надежда Алексеева, спектакль «Вдребезги» Театра для детей и молодёжи «Малый», Великий Новгород
  • Лучшая работа художника: Игорь Семёнов, спектакль «Вдребезги» Театра для детей и молодёжи «Малый», Великий Новгород
  • Лучшая мужская роль: Михаил Маликов (Марат), спектакль «Мой бедный Марат», Московский театральный центр «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина
  • Лучшая женская роль: Виктория Саленкова (Лири), спектакль «Клятвенные девы», Государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», Орёл
  • Лучшая женская роль второго плана: Маргарита Рыжикова, спектакль «Клятвенные девы», государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», Орёл
  • Лучшая мужская роль второго плана: Бранко Дружич (Федор Карамазов), спектакль «Карамазовы», театр «SLAVIJA», Белград, Сербия  

Благодарности от Орловского отделения Союза театральных деятелей России

  • За обращение к творчеству великого писателя-орловца Ивана Бунина – худрук театра «Русский стиль» В. Симоненко (спектакль «…И плывёт корабль»)
  • За высокое исполнительское мастерство – Евгению Безрукавому, артисту театра «Русский стиль» (спектакль «…И плывёт корабль»)
  • За высокое исполнительское мастерство – актрисе Вологодского камерного драматического театра Ирине Джапаковой (за роль Эдит Пиаф в моноспектакле «Это я – Эдит Пиаф»)
  • За успешное проведение мастер-классов с артистами – режиссёрам Геннадию Тростянецкому и Сергею Федотову

Специальные номинации от оргкомитета фестиваля

  • За талантливое и смелое воплощение судьбы артиста – актрисе Вологодского камерного драматического театра Ирине Джапаковой (за роль Эдит Пиаф в моноспектакле «Это я – Эдит Пиаф»)
  • За поиск новых выразительных средств – спектакль «Марафон» труппе и её руководителям из Союза деятелей искусств Израиля
  • За открытие драматургии М. МакДонаха для российского зрителя – спектакль «Череп из Коннемары», театр «У моста», г. Пермь, режиссёр и худрук Сергей Федотов
  • За бесстрашное и талантливое воплощение пограничного состояния сознания – спектакль «Все на столе», режиссёр Ана Батева, исполнитель Васил Дуев, театр «Сфумато», Казанлак, Болгария
  • За гуманистический пафос и искренность художественного высказывания – спектакль «Кабаре» (BIG EMPTI BARN PRODUCTIONS США-Канада, режиссер Дэйв Доусон, актер Бремнер Дьюти)
  • За сохранение и развитие традиций национального искусства – спектакль «Материнское поле» Бишкекского драматического театра имени Арсена Умуралиева, Киргизия)
  • За чистоту и лаконичность театрального стиля  –спектакль «Кайдара», Teatro «Acordanto», Милан, Италия (режиссер Руфин Дох Зейнуин, исполнительница Виола Венто)

Специальный приз от молодых театральных критиков из Российского государственного института сценических искусств

За единство и выразительность стиля – спектакль «Вдребезги», Театр для детей и молодёжи «Малый», Великий Новгород.

Специальный приз от Орловского областного Совета народных депутатов 

Спектакль «И плывет корабль» муниципального драматического театра «Русский стиль» им. Михаила Бахтина.

Мы ждём вас, LUDI!

Финальный аккорд фестиваля не награждение, а побуждение. К действию – беречь фестиваль «LUDI», поддерживать его, не давать ему уйти из-за финансовых или других проблем. Ведь театр и есть человек. Об этом говорил в своём заключительном слове председатель жюри, театральный режиссёр, профессор, лауреат Государственной премии РФ Геннадий Тростянецкий.

В напоминание о дружбе с фестивалем и его организатором, в знак признания общих творческих взглядов и в память об учителе не одного поколения мастеров сцены, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году, Г. Тростянецкий подарил директору фестиваля Александру Михайлову собственного авторства набросок портрета знаменитого театрального режиссёра и педагога Юрия Любимого.

Ирина Крахмалева


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться