26 марта 2015 в 17:19 3975 0
Культура

Поэзия жизни глазами художника Алексея Жабского

20 марта  исполнилось 82 года со дня рождения выпускника Свердловского художественного училища и Московского государственного художественного института имени В.И.  Сурикова, художника Алексея Жабского.
В Орловском музее изобразительных искусств до 12 апреля проходит выставка живописи и графики художника из частного собрания г. Москвы.

Выставку под названием «Алексей Жабский. Приношение» в Орёл привезла хранитель наследия художника и исследователь его творчества, составитель альбома «Акварель» Эльвира Чурилова.

При жизни ни одной персональной выставки Жабского, уроженца Новосибирской области, не состоялось, хотя участие в масштабных всесоюзных, всероссийских, московских и зарубежных выставках он принимал. Судьба даровала Алексею Александровичу пройти непростой путь, может, поэтому сделала его, как кажется со стороны, глубоко сдержанным и даже закрытым человеком. Но его картины лучше всяких источников говорят и о характере автора, которому, как рассказывают, путь в искусство указал отец, подаривший Алёше в шесть лет красный карандаш, и о лишениях, которые выпало на долю перенести его семье, и, конечно, о его художественных пристрастиях и развитом чувстве прекрасного.

Чего стоят одни натюрморты, выполненные в технике так называемых «обманок». Здесь Жабский шёл вслед за своим любимым русским художником начала XIX века Фёдором Толстым. «Обманки», напомним, имитируют натуральную осязаемость предмета: вот на простые деревянные доски  небрежно прибит гвоздём портрет на бумаге с отогнутым уголком, или кто-то папиросной бумагой наполовину закрыл изображаемое, или на стене с яркими обоями вдруг открывается четверть картины, раздвигающей рамки одного полотна, а то проглядывает за открытым окном величественный собор, чьи купола по форме перекликаются с чугунком, стоящим на подоконнике, и наши представления о переднем и заднем планах картины тут же сбиваются. Сундуки, лапти, плетёные туески, глиняные кувшины, сундуки, бумажные пакеты, потрепанные обложки книг и многие другие вещи из обихода Жабский вписывал в свои великолепные натюрморты.

За композиционными решениями Жабского вообще любопытно наблюдать. В экспозиции вы найдёте много сюжетных композиций и даже эскизы к известным масштабным многофигурным композициям «По долинам и по взгорьям» (1965), «Агитпоезд» (1968-1969). Как только вы присмотритесь внимательнее, увидите, насколько информативным, объёмным окажется явленный вам на картине сюжет. Вот «На колхозном рынке» (1983): здесь не столько процесс суетливой торговли, сколько запечатлённые встречи, разговоры селян, при этом хорошо выписаны и окрестности места, занимающего центр картины.

Почти 23 года Алексей Жабский бывал наездами в Угличе, город даже принято называть творческой мастерской художника. Видно, что вроде бы незатейливые угличские пейзажи выписаны с большой любовью. А лица угличан прямо-таки примечательные, люди будто и не позируют совсем, а на мгновение застыли в самой обычный для них момент жизни – и красота этой обыденности покоряет, наверное, художник чувствовал себя своим в среде местных жителей. Как призналась нам Эльвира Чурилова, Жабский немало портретов раздарил жителям г. Углича. Останкино, Ботанический сад, Пятницкая улица… Столичные виды, безусловно, тоже интересовали художника.

В экспозицию вошла живописная серия «Дети войны. 1943 год». Это не то чтобы мрачный (серия выполнена в тёмных тонах, на холстах много коричневых красок), но довольно сдержанный, аскетичный рассказ о голодных военных детских годах самого художника: после гибели мужа в 1940 году Ульяна Гавриловна Жабская с шестью детьми переселилась в городок Киселевск, где в войну жили в землянках голодно и бедно. Вот худенькие мальчишки и девчонки передают фронту свою норму хлеба, вот шестеро тех, кто ещё недавно были по лавкам, в одночасье повзрослевшие, помогают матери и, когда та за прялкой, вместе поют, а потом, изможденные и усталые, делят пайковый хлеб, «хлеб войны»…

Может, отсюда такое внимание Жабского к вещному, материальному миру. В натюрмортах гармония и поэзия, простота и радость – как во сне мальчика, мечтающего о счастливой жизни…

Справочно

В 1967 г. А.А. Жабский был принят в Союз художников СССР. В 1996 г. мастеру присваивают звание «Заслуженный художник РФ». Неоднократно награждался медалями и дипломами. В 2008 г. получил последнюю прижизненную медаль – МСХ «За заслуги в развитии изобразительного искусства» и медалью имени Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России» СХ России.

Искусствоведы относят художника к  московской школе живописи, считают его представителем классического русского реалистического искусства второй половины XX – начала ХXI вв.

К настоящему моменту проведено минимум 11 персональных выставок А.А. Жабского. В 2013 году «Приношение» (в экспозицию тогда включили порядка 200 работ) демонстрировали в ЦДХ в Москве.

Исследовательская работа по изучению наследия художника, каталогизации его работ продолжается.   

Ирина Крахмалева,

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться