3 сентября 2013 в 14:43 4222 0
Культура

В Орловском музее изобразительных искусств открылась выставка «Натюрморт. ХХ век»

Экспозицию составляют сорок живописных полотен из фондов музея, которые не только рассказывают о развитии этого жанра, но и являются своеобразными документами времени.

Это тематическая выставка, но она очень разнообразна по направлениям: представители московской школы реалистической живописи (В.Н. Чулович, О.А. Вуколов, И.С.Болотина, М.А. Бирштейн, М.П. Кончаловский), импрессионизма (П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк), русского авангарда (Н.А. Удальцова), соцреализма (Г.М.Шегаль), андеграунда 70-х (И.Л Табенкин), примитивизма (В.В.Григорьев), постмодернизма (Я. Ю. Крыжевский).

В русской живописи к 20-м годам 20 века натюрморт стал самостоятельным жанром, выразителем настроения человека, отражением жизни через быт. Открылись новые возможности для экспериментов, переосмысления и обогащения привычных форм изобразительного искусства.

Директор Орловского музея изобразительных искусств Светлана Анатольевна Четверикова, кандидат искусствоведения, на презентации выставки рассказала о том, что экспозиция являет собой лишь часть того, чем обладает музей :
«В наших фондах много интересных натюрмортов и достойных мастеров. В следующем году вы увидите вторую часть проекта «Натюрморт» в творчестве орловских художников. Эти работы тоже заслуживают большого внимания, и нам захотелось выделить их в отдельную экспозицию. Многие работы «переодеты», для них были заказаны новые рамы, часть из них впервые показываются нашим посетителям, поэтому мне хотелось бы поблагодарить особо нашего главного хранителя, Мережкину Елену Игоревну, которая помогла экспонировать нам большую часть работ, а так же наших помощников и всех, кто к этому причастен».

Иван Григорьевич Степанов, народный художник:
«Прежде всего, я хотел бы напомнить, что сейчас мы коснулись выставки работ 20 столетия. Советский период, а искусство, оказывается, и тогда было высоким. Оно идет своей дорогой, своим путем. То, что собрали здесь – это просто шикарные работы. Вот, Михаил Петрович Кончаловский, в отличие от Петра Петровича (художника мировой величины), не имел такой славы, а это очень искренний, честный, добропорядочный художник. Чистота его искусства, его мира духовного, она здесь. Сейчас мы вернули к жизни тот пласт культуры, который где-то у нас затерялся. Искусство представляет нашу духовную культуру».

Каждая картина останавливает и призывает прочувствовать специфику своей истории, своего времени, прислушаться к ее голосу, шепоту или вздоху.

Куратор выставки, старший научный сотрудник  Татьяна Ивановна Мазуркевич  провела небольшой экскурс и рассказала о принципе расположения полотен в залах:

« Экспозиция начинается с 15 года. «Розы» П.П. Кончаловского , дореволюционная работа, когда русское искусство находилось в самом зените. Мы видим тот Серебряный век в этих цветах, написанных с любовью, и с каким-то томлением, что даже слышится романс о чайной розе. Рядом натюрморты, отражающие уже другую эпоху, послереволюционную. «Натюрморт с иконами» Ольги Сергеевны Малютиной был написан в 30-е годы, когда уничтожали церкви, репрессировали священников, и художница отразила эту мрачную сторону нашей истории. Ее отец, С.В. Малютин замечательный портретист. В нашем музее находится достаточно много его произведений, портретов. «Учёный» натюрморт был написан им как фон к портрету художника В.К. Бялыницкого-Бируля и отражает напряженность и динамику 1920-х.
У каждого художника свой почерк. Среди всего разнообразия посетители могут выбрать наиболее понравившееся произведение, а нам будет интересно узнать их отзывы».

Натюрморт начала 20 века исключительно разнообразен по своему характеру. В нем раскрывается атмосфера той сложной эпохи.

В третьем зале находится работа Яна Юлиановича Крыжевского «К северной заре» (1977), исполненная в трансреализме. Она неизбежно привлекает взгляд посетителей композиционной неординарностью. Синтез жанра, в котором первый план занимает натюрморт, портрет и затем пейзаж. Отраженная в сознании художника проекция мира тем более интересна, что независима и неподвластна тотальному игу стереотипов. Картины Яна Крыжевского высоко ценятся и неоднократно выставлялись на всемирно известных аукционах "Кристи" и "Сотбис".

Но, как заметила известная художник и искусствовед, И.С. Болотина: «Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; его надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него».

Выставка продлится до 6 октября. Приходите и открывайте для себя заново русский натюрморт 20 века.


Анна Дулевская, www.infoorel.ru,
фото автора


Источник: ИА Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться