10 октября 2017 в 17:42 3892 1
Культура

Михаил Сегал объяснил, почему его не нужно спрашивать об Алексееве

Накануне, 9 октября, кинорежиссёр Михаил Сегал провёл встречу со зрителем в рамках открывшегося в Орле проекта «Свободное КИНОпространство».

Фото: Арсений Куликов

Авторское кино – это сегодня не «ругательное» понятие, не означает нечто заумное (для этого есть другое слово – «артхаус»), обозначает автора сценария и режиссёра в одном лице. Об этом, в том числе, рассуждал Михаил на пресс-конференции, которая состоялась перед встречей в «Свободном КИНОпространстве».

Сам формат такого общения для Михаила, как выяснилось, привычный и необычный одновременно: конечно, встречи со зрителями бывают, но, вообще-то, общение происходит на фестивалях и на премьерах фильма.

Михаил родился в Орле, учился в Орловском институте искусств и культуры. Театральным режиссёром никогда не работал, зато открыл в себе способности к клипкейкерству (работал с группами «Би2», «Сплин», «Каста», «Ночные снайперы», «Машина времени» и др.) и режиссуре фильмов, а ещё попробовал себя в роли писателя (книга прозы «Молодость», новеллы «Рассказы»).

Идею поговорить о кино с его создателем предложил Михаилу бывший худрук театра «Свободное пространство» Александр Михайлов. Но Сегал преобразовал форму: почему на малой сцене? – давайте на большой! зачем смотреть фрагменты фильма? – давайте посмотрим фильм полностью! для чего проводить встречу саму по себе? – можно позвать ещё людей и сделать цикл таких встреч!

За плечами Михаила – уже три полнометражные работы, отмеченные и зрителями, и профессиональным киносообществом.  Для справки. В 2006 году на XXVIII Московском международном кинофестивале Михаил представил первый полнометражный фильм «Franz+Polina». В 2011 году в  короткометражке «Мир крепежа» автору был присуждён главный приз «Кинотавр «Короткий метр».

В 2012 году фильму «Рассказы» (куда, кстати, вошла новела «Мир крепежа») присужден приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» на 23-м открытом российском кинофестивале «Кинотавр». В 2014 году состоялась презентация полнометражного фильма «Кино про Алексеева» (Александр Збруев, сыгравший главную роль, получил кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль»).

Орловцы могли видеть фильмы земляка на большом экране у себя в городе дважды: в Орле в кинотеатрах показывали «Рассказы», а «Кино про Алексеева» привезли к нам учредители фестиваля Гильдии киноактёров «Созвездие». Картина об Алексееве была просмотрена и теперь на встрече, а потом начался и разговор. О ней, и не только.

Постаревший туляк благодаря одному письму приезжает в Москву на радиостанцию. И вдруг выясняется, что он известный, просто забытый со временем бард, «воспитавший своими песнями не одно поколение». Он и не знает, что, оказывается, была выпущена пластинка с его песнями, а тексты наизусть знают и альпинисты, и музыканты… В том тумане, который окутывает расплывающегося в улыбке старика, оттаявшего от горячего кофе и комплиментов, постепенно приобретают вполне себе зримые очертания картины из прошлого. Молодость, учёба, влюблённости, работа на оружейном заводе, встреча на киносъёмках с А. Тарковским. «Подвиг» на бардовском фестивале – песня «Дезертир» (орловская, кстати, группы «Период льда») и прописная истина, которая так безапелляционно действовала на горячие сердца девушек: «Любовь – мы её не определяем, всегда говорим «когда» вместо «что» – когда ты даёшь человеку то, что ему необходимо в данную минуту. Три возраста той, кто по-настоящему и украдкой любила и сделала такой подарок – возвысила героя в его же глазах, придала смысл его жизни, уже, казалось, безвозвратно распрощавшейся с таким понятием, как «радость»…

Идея явилась, когда сам режиссёр в автомобиле слушал по радио эфир, где вот так же представляли всем знакомого автора песен... Сначала весь сценарий был «заточен» на Леонида Куравлёва: это такой «синдром» Германа-старшего – взять артиста из комедийного амплуа и возвести его на высоту драматического артиста. Но Куравлёву сценарий не понравился. Так что, когда в зону режиссёрской видимости попал Александр Збруев, уже готовый сценарий перенесли на него. И весьма удачно.

Кто такой Алексеев в картине М. Сегала? Чем обусловлены его жизненные перипетии?

Он обыкновенный человек, у которого жизнь не сложилась. Он сам явился причиной того, что у него всё так получилось. «Всё, что не знаете вы о герое, точно так же не знаю и я. Эти 30 лет – словно выкинуты из жизни. Значит, неважно», – так коротко пояснил Михаил, а потом пришлось развернуть ответ, конкретизировать.

– Вы сделали главного человека сексотом и человеком аморальным. Почему? – такой вопрос задал один из зрителей.

Михаил Сегал: «Я пытался составить человека нормального, обычного. Я не пытался придать этому звучания со знаком минус. Хорошо, что вы спросили. У меня всегда это было на каком-то неформулируемом уровне. Я о провале в 30 лет. Был человек. Бездарный и небездарный, самонеопределяемый в отношениях с женщинами. Не то что плохой…  Просто сам не определился. А на работе он принципиальный. Есть множество моментов чередующихся, где он прекрасен, и где он потерянный, прозрачный, никакой или вообще плохой. Для того времени доносительство в КГБ, я считаю, не является аморальным... Ну если так, чуть-чуть. Это часть советской жизни. А потом, спустя 30 лет, мы видим постаревшего героя и понимаем, что ничего это не имеет значения, ни плохое, ни хорошее».

О чём ещё спрашивали Михаила? Об аудитории, кому адресованы его картины. О способах работы в качестве создателя клипов, о том, как отображена эпоха 60-х-70-х годов. И многое другое. Общение длилось часа полтора. Полная видеоверсия встречи будет доступна позже.

Пока же напомним, что встречи с кинорежиссёрами продолжаются. Своих коллег, с кем увидятся орловцы в ближайшее время, – Оксану Бычкову и Юрия Быкова – Михаил аттестовал как очень честных, искренних режиссёров.

Кстати, Сегал почти завершил работу над своим новым фильмом. Там не будут заняты известные артисты, но те, что задействованы, подчёркивает Михаил, «играют хорошо». В эпизоде появится и сам Михаил («портреты» режиссёра есть в фильмах «Франц плюс Полина», «Кино про Алексеева»). Это очень современный фильм, говорит Сегал, но, как обыкновенно бывает с авторским кино, непонятно, будет ли он в прокате, какая его ожидает судьба, будет ли успех. На наше предложение по возможности показать фильм в Орле ответил в своём стиле: «Ну хорошо, я так и сделаю». Прошедшая встреча, признался Михаил, помогла ему посмотреть на механику своей работы по-новому: какие-то моменты можно подсократить, не затягивать, сделать по-другому, и эти выводы можно будет использовать в дальнейшей работе.

Желаем Михаилу творческих удач и ждём его новую работу! А также готовимся к последующим интересным встречам с героями «Свободного КИНОпространства».

Подготовила Ирина Крахмалева,

видео автора,

фото Арсения Куликова


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


  • PraVedNik
    1 Встреча шикарная - но качество ВИДЕО..жуть
    2 Быков будет - и аккурат считайте "напротив" Тюза через мост - тот самый Орловский Дом на Набережной.

    Ох он удивится
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться