25 июня 2013 в 10:55 3241 0
Культура

Женщины вышли в «LUDI-2013», а «Непорочный брак» завоевал Гран-при: итоги театрального фестиваля

Неделя с 17 по 23 июня в Орле была пропитана ароматом театрального поиска. Каждый день открывал новые имена - режиссёров, артистов, авторов пьес (почти все из них - современные). IV Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» случился и удался - время подвести итоги. 

«Рыдания» в десятый раз

На фестивале в Орле режиссёр Алсу Галина из Уфы, выпускница режиссёрского курса Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова, отметила скромный, но очень значимый юбилей своего детища, спектакля «Рыдания» по пьесе современного автора Кшиштофа Бизе (перевод на русский Ирины Мягковой).

Это потом, на пресс-конференции, предваряющей итоговые часы фестиваля, председатель жюри Валерий Баринов сознается – против своей воли: «Особы из Уфы мне чрезвычайно понравились. Впервые меня не раздражал мат на сцене. Я категорически против мата на сцене: он мне кажется всегда притянутым, я всегда считал его недостатком таланта выразить нормальным языком какой-либо смысл. Но, увы, сейчас это стало модно. В театре «Практика» – это обыкновение. Я считаю, что мат на сцене – это первый шаг к вседозволенности. Но тут (в спектакле «Рыдания». – Прим. автора) это было органично.  Только немножко страшновато, что так сейчас стала разговаривать молодёжь…».

Это после, уже получив признание за лучший спектакль на малой сцене, Алсу поблагодарит оргкомитет фестиваля за возможность, предоставленную ей, вчерашней студентке, выступать на равных с именитыми мастерами сцены.

До этого режиссёр из Уфы посмотрела пару спектаклей своих коллег из других городов и внимательно следила за тем, как её подопечные сыграют для орловского зрителя 22 июня.

Монологи трёх женщин (матери, бабушки и дочери) мы услышали в исполнении одной артистки, Тамары Адамовой. Её перевоплощения, прежде всего, строятся на речевых характеристиках персонажей. От имени всех троих Адамова ведёт довольно невесёлый рассказ. Вот глубоко подавленная, на грани нервного срыва – от отсутствия любви и понимания в семье, от тщетных попыток найти работу, - мать, подобно гоголевскому Акакию Акакиевичу Башмачнику, ослеплена и погублена страстью к… пальто. Потом дочь, едва достигшая совершеннолетия, а вместе с ним познавшая первое падение - грязь сквернословия и готовность отдаться первому встречному за… джинсы со стразами. Наконец, бабушка, скорбящая по умершему мужу и разговаривающая с ним, как с живым, не теряет надежды… выиграть в лотерею большую сумму денег, за которые её, к слову, могут лишить жизни. У каждой своя беда и своя участь. Глубже раскрыть страдания и терзания одинокой души, трепещущей на миру от отсутствия тепла из семейного очага, помогают раскрыть девушки-«плакальщицы», танцующие  то с пальто, то с подушками. А ещё – тени, которые оживают на заднике и рисуют сны героинь и их не решённые в яви вопросы. Немного о том, как рождался замысел, нам поведала режиссёр Алсу Галина сразу после просмотра.

InfoOrel.ru: Алсу, как ты вышла на текстовый материал?
Алсу Галина: Я нашла эту пьесу благодаря электронной библиотеке Олега Лоевского, который на фестивале в Перми, где мы проходили практику, нам её открыл, за что ему большое спасибо. Все пьесы современных драматургов я нахожу теперь там.  Более того, я увлекаюсь  театром  «Практика», знаю, что у них в репертуаре есть такая постановка. Но я её не видела.  Пьеса понравилась, я решила взяться за неё, но как делать – не знала.  Потому что прежде над моноспектаклем мы не работали.

InfoOrel.ru: Тебе кто-то помогал? Спектакль претерпел какие-то изменения с момента первого показа?
Алсу Галина: Мы всё делали сообща, не было диктатуры режиссёра. Девочки – это студентки 2-го курса, а Тамара Адамова уже завершила образование, мы сначала с ней вдвоём работали, а потом поняли, что нам нужен хор плакальщиц (в пьесе этих персонажей нет. – Прим. автора), поэтому взяли девочек, которые учатся на актёров театра кукол. Было очень интересно работать – это для меня важный опыт. Мы показывали спектакль на фестивале в Казани, на международном фестивале в Набережных Челнах. А здесь, в Орле, у нас 10-й, юбилейный показ. Претерпела ли постановка изменения? Раньше Юрочка в третьем монологе  (воображаемый собеседник бабушки, её умерший муж. – Прим. автора) у нас был люстрой, свисающим торшером. То есть прежде Юрочка был светом, теперь мы его сделали в тенях. Музыка прежде была разношёрстная  - зритель мог услышать и «Лебединое озеро», и «Кармен», и «Советский цирк». Потом мы поняли, что всё-таки нужно добиваться одной фактуры. В основном, как вы могли заметить, музыкальным фоном спектакля у нас идёт Алина Орлова. Кстати, в Казани профессор ГИТИСа своими замечаниями нам помогла – спектакль очень изменился после того показа, так что конструктивная критика нам на пользу.

InfoOrel.ru: Под занавес и «Чудеса» Алины Орловой на головы зрителей падают обрывки памяти – монохромные снимки из семейной хроники. Откуда эти фотографии? И как с ними поступают зрители? Домой не уносят?
Алсу Галина:  Это мои фотографии – маленькой меня, моей семьи, также снимки занятых в спектакле девочек. Конечно, снимков осталось очень мало. Но главная проблема – с каждый показом подушек у нас становится всё меньше и меньше. Зрители, пожалуйста, не уносите с собой подушки!

InfoOrel.ru: А как обычно публика реагирует на «Рыдания»?
Алсу Галина: Реакция зала бывает бурной на втором монологе, от имени девочки. Например, взрыв смеха бывает. Кому-то матерные слова ухо режут. Мы уже привыкли к разной реакции. Когда мы играли в Казани, зритель просто вставал и уходил. Видимо, где-то зритель не готов к ненормативной лексике – раньше в программках писали предупреждения. Наверное, здесь, в Орле, публика более подготовленная. У вас на первом просмотре зритель был театральный, чуткий. Второй раз, мне показалось, вообще здорово постановка была сыграна – голоса и психофизика артистов проснулись.

InfoOrel.ru: Алсу, какие у тебя задумки на ближайшую перспективу?
Алсу Галина: Мне бы очень хотелось поработать над поэтическим спектаклем – я никогда с этим не соприкасалась. Например, взять стихи Веры Полозковой. Пока прошусь во все театры. В поисках театра сейчас пребывает и Тамара Адамова, с которой в этом спектакле у нас сложился хороший тандем. Вообще хочу остаться в профессии, получить опыт, в том числе и жизненный, в театре.

InfoOrel.ru надеется, что у Алсу в жизни и в профессии всё сложится хорошо, а русский театр обретёт нового талантливого режиссёра. 

После «Казуса Послера»

23 июня, в последний день 4-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI», зрителей очаровал Александр Фукалов из Екатеринбурга, который виртуозно и остроумно прочёл для вольных слушателей лекцию по «совремённому» искусству, в мельчайших подробностях раскрыл важнейшие вехи биографии и основную,  взбудоражившую критиков концепцию эстетического мышления автора инсталляции «После всего» – автора, которого… никогда не существовало. Что такое ничто и какую роль в осмыслении величия личности художника играет дискурс – вот такие непростые задачки пришлось решать вместе с актёром екатеринбургского Центра современной драматургии: на малой сцене «Свободного пространства» режиссёр Елена Лукманова представила  моноспектакль «Казус Послера» по одноименной пьесе Жака Мужено. Переводчик пьесы и член жюри Ирина Мягкова отметила, что «о подобном точном, проникновенном, интерактивном прочтении текста каждый автор может только мечтать».

«Ласточка» в небесном хороводе

После «Казуса…» случился ещё один необычный спектакль, закрывший фестиваль. Режиссёр варшавского театра «Рампа» Жанна Герасимова привезла в Орёл музыкальную драму «Ласточка» по мотивам рассказа «Живые мощи» (из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева). Жанна выполнила инсценировку и перевод на русский. После «Трёх Жизелей» на белорусском можно было уже не обращать внимание на языковые преграды и сделать скидку на огрехи, сопровождающие титры. Нам показалось более естественным погрузиться в стихию польского языка, в его звуковой и синтаксический строй, в ритм речи той, которая поёт и прославляет дух божий вопреки одолевшему недугу (Лукерью играет Бригада Туровска). Спектакль очень сильный по эмоциональному воздействию: такого Тургенева в Орле ещё не видели и не слышали! Это спектакль-преодоление, он рождён из глубины размышлений о духовном, божественном содержании в человеке, о той ласточке, что, как медиум, парит между горним и дольним мирами. Старинные фольклорные песни (указаны в тексте классика – хороводные, подблюдные, святочные), звучащие в исполнении великолепной Роксаны Викалюк (исполняет роль Духа), чаруют, погружают в состояние единения с мощью языка, музыки, творят настоящее чудо, на которое способно подлинное искусство.  Костюмы и сценография, свет, сцены  продуманы удивительно точно, и каждый сон Лукерьи – как попытка прочтения тайны бытия…

Прививка польской культурой

Забегая немного вперёд, сообщим, что Гран-при фестиваля удостоен спектакль «Непорочный брак» орловского театра «Свободное пространство» (режиссёр Гжегож Мрувчиньски). В нём Ирина Мягкова, театровед, переводчик, театральный критик, усмотрела благотворное влияние опыта польского театра на русский: «В организации этого фестиваля была сделана очень мудрая  вещь – прививка польской культурой. На мой взгляд, сегодня польский театр самый сильный в мире: и по школе, и по исполнительству, и – главным образом, – там соединяются не в столкновении, а в гармонии различные театральные направления и школы. Поляки – как буфер между Востоком и Западом, они же первыми усваивают всё то, что идёт с Запада. Благодаря приглашению польской режиссуры в этот театр стала возможной первая постановка в России такого сложного, философского, бесконечно неуловимого автора, как Т. Ружевич. Его и читать-то сложно, там такие бездны философии, литературоведения, психологии. Актёры сумели соответствовать польскому режиссёру, выполняя его задачи и служа тексту Ружевича, донеся его, до, может быть, не очень подготовленной публики. Здесь всё стало кристально чисто, ясно, связано. Мне кажется, что это очень важный опыт. Нельзя всё время сидеть только на своём и гордиться нашим Станиславским: забывая про существование других театральных миров, мы не будем двигаться дальше. Нужна гармония, прививки других культур, методик, взглядов. Орловский театр будет, я уверена, и дальше двигаться вперёд – может, в следующий раз мы увидим ещё более сложный спектакль».

Моноспектакль защищать уже не нужно

Нина Мазур, член жюри, вице-президент Международного Форума Монодрамы (ITI, UNESCO), член Международной Ассоциации театральных критиков (UNESCO), художественный руководитель Международного театрального фестиваля «MOST» (Германия, Ганновер): «Я волею судеб постоянно занимаюсь монотеатром. Моноспектакль уже давно не нуждается в том, чтобы его защищали. Это как балет: кто-то его не любит и не ходит на постановки, но что это меняет? Моноспектакль нынче популярен: количество фестивалей, которые в своей афише содержат моноспектакли, всё время растёт. Причём в такой прогрессии, которая даже не вполне объяснима. Конечно, в смысле поездок на фестивали это объясняется просто, но вот внимание публики…. Зритель заполняет залы столь же охотно, как и на «полнометражной» постановке. И ожиданий у публики здесь не меньше, чем от спектакля для большой сцены. Это общемировая тенденция. Как и направление движения в сторону невербального театра. Но, по моему убеждению, из российского театра слово не уйдёт никогда, какие бы эксперименты над формой не проводились – русский зритель тяготеет к истории, которую можно потом рассказать, это глубоко ментальные вещи… На вашем фестивале сложилась прекрасная атмосфера, которая, к счастью, год от года не утрачивается. Далеко не каждый фестиваль даёт такой простор для выбора наград, как ваш, и мы им непременно воспользуемся».

Самая высокая оценка – зависть

Оргкомитету и жюри не раз задавали вопрос о критериях оценки спектаклей. Валерий Баринов сразу сказал, что для него хорошим будет тот спектакль, который может его заставить расплакаться или засмеяться. Ирина Мягкова среди достойных работ выбирает те, которые позволяют резонировать и разуму, и всем чувствам зрителя, в том числе  чувству прекрасного. А председатель межрегионального отделения СТД Украины, директор Харьковского Дома Актёра, директор международного фестиваля спектаклей малых форм «Курбалесия», актёр, режиссёр Сергей Бычко свой критерий сформулировал так: «Самая высокая оценка для меня, как для актёра, – это зависть: хочу ли я сам быть в том или ином спектакле. Осознанное желание там очутиться заставляет трепетать сердце, это нас оставляет в профессии».

Женщины вышли в «LUDI»

Александр Михайлов, худрук театра «Свободное пространство», организатор и директор фестиваля «LUDI»: «Театральный процесс демонстрирует сегодня даже не разные жанры – разные виды искусства. При всём многообразии современных театральных форм мы стараемся находиться в русле драматического искусства. И в афишу стараемся добавлять то, что было бы максимально интересно для зрителя. Так сложилось в этом году, что на фестивале сильна мелодраматическая волна. Видимо, сами театры к ней идут, задыхаясь по гнётом нынешних цинизма, прагматизма…  Ещё одно наблюдение. Получается, женщины стали темой фестиваля этого года: они и в зале, и на сцене. Что касается оценки жюри. Не так важно, какой приз увезёт отсюда тот или иной театр. Зритель же приходит не для того, чтобы посмотреть на чемпиона – лидерство выясняют в спорте. У нас же побеждённых нет. Главное – увидеть живое движение театрального процесса.  Мы и дальше будем стараться делать всё, чтобы игры, в которые мы играем, на нашем фестивале были представлены честно, искренне, талантливо, профессионально».

Награды фестиваля

Валерий Баринов, председатель жюри: «Думаю, что на этом фестивале современные пьесы нашли своих режиссёров. Для меня здесь случились открытия, их было несколько. Сначала я подумал: боже мой, сколько номинаций! Победителей ведь надо на всех наскрести. А теперь, знаете ли, и не хватает номинаций. Так хотелось бы многие достойные работы отметить».

14 спектаклей из 17-ти, заявленных в конкурсной афише, получили те или иные награды. Мы рады назвать дипломантов 4-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» (17-23 июня 2013 г., г. Орёл).

Дипломы лауреатов по версии молодёжного жюри:
«Лучшая женская роль» – Ольга Хорева («Аглая», «Школа драматического искусства», Москва);
«Лучшая мужская роль» – Виктор Зиновьев («Папка», театральная компания «Ковчег», Санкт-Петербург);
«Лучшая режиссёрская работа» – Марк Розовский («Все течёт. Жизнь и судьба», Театр «У Никитских ворот», Москва);
«Лучшая работа художника» – Маша Тепляшова-Белогорцева («Метод Гронхольма», театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», Орёл);
«Лучший спектакль на малой сцене» – «Непорочный брак» (Государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», Орёл); 
«Лучший спектакль на большой сцене» «Три Жизели» (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск, Беларусь).

Дипломы жюри фестиваля:
«Лучшая женская роль» – Полина Шатохина («Счастье мое...», Тульский академический театр драмы), Ольга Хорева («Аглая», «Школа драматического искусства», Москва), Галина Репная («Оскар и Розовая дама», Пензенский областной драматический театр им. А.В.Луначарского);
«Лучшая мужская роль» – Александр Фукалов («Казус Послера», Центр современной драматургии, Екатеринбург);
«Лучшая режиссёрская работа» – Надежда Алексеева («СПАМ», Театр для детей и молодежи «МАЛЫЙ», Великий Новгород);
«Лучший спектакль на малой сцене» – «Рыдания» (Государственная академия искусств им. Загира Исмагилова (Уфа, Башкортостан), режиссёр Алсу Галина)
Гран-при 4-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI»спектакль «Непорочный брак» (Государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», Орёл, режиссёр Гжегож Мрувчиньски).  

Специальные призы фестиваля:
Дипломы Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ получили:
«Все течёт. Жизнь и судьба» (Театр «У Никитских ворот», Москва) – за глубокое осмысление трагических страниц в истории нашей страны;
актёрский дуэт Маргариты Рыжиковой и Татьяны Шмелёвой  (спектакль «Мой внук Вениамин», Государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», Орёл);
– спектакль «Аты-Баты» (Орловский театр «Русский стиль») – за сценическое воплощение темы патриотизма.

Специальные призы жюри: спектаклю «Папка» (театральная компания «Ковчег», Санкт-Петербург); спектаклю «Ласточка» - за музыкально-поэтическое решение (Драматический театр «Рампа», Варшава, Польша).
Приз зрительских симпатий: спектакль«Все течёт. Жизнь и судьба» (Театр «У Никитских ворот», Москва, режиссёр Марк Розовский).

Вместо послесловия

Фестиваль «LUDI» включён в программу празднования юбилея города Орла, на будущий год театральному событию обещана финансовая поддержка из федерального центра. То есть, можно надеяться, на закрытии фестиваля на сцену за наградами будут выходить те, кто в течение недели показывал своё мастерство в камерных и моноспектаклях. Есть и ещё приятная весть: худруки и режиссёры Александр Михайлов («Свободного пространства») и Марк Розовский (Театр «У Никитских ворот») договорились дружить театрами.

Ирина Крахмалева,

фото автора и Оксаны Полуничевой

Infoorel.ru благодарит оргкомитет фестиваля «LUDI» за оказанную помощь


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться