23 августа 2017 в 18:14 3489 0
Культура

«Фабрика» Леонида Андреева: в день рождения писателя гостям рассказали о его увлечениях

21 августа на площадке музея писателей-орловцев состоялся литературно-музыкальный вечер «Леонид Андреев. Портрет, написанный друзьями», посвящённый дню рождения писателя.

Сотрудники Дома-музея подготовили программу, в которой попытались донести до внимательных слушателей суть высказывания о нашем земляке другого известного писателя – Корнея Чуковского: «Было очень много Андреевых, и каждый был настоящий».

Выходец с провинциальной 2-й Пушкарной и обитатель «Виллы Аванс» на Чёрной речке в Финляндии, суперсовременный и «полноправный гражданин средневековья», живущий по раз и навсегда утверждённому графику и нарушающий привычный для людей его круга распорядок дня. Когда влюблялся – всегда оказывался в узких, давящих ногу сапогах. Когда ездил в Рим – поражал тамошних красавиц своим внешним видом, приправленным макаронами. Подчас кажущийся мрачным по тональности своих литературных текстов, Андреев в дневниках демонстрирует изумительное чувство юмора и предстаёт весьма ироничным человеком. Во всяком случае, такие эпизоды в свой рассказ привлекли музейные сотрудники. А ещё писатель видится человеком тонко чувствующим и романтичным. Боялся пропустить рассвет, отчего работал ночами. Знал, что лучший ветер – с юго-запада. Не любил сковывающих накрахмаленных воротничков – в жизни и творчестве признавал свободу. Считал верхом мещанства неумение оставаться собой.

Публике напомнили, что Андреева интересовало всё новое. Особенный интерес вызывали новинки научно-технического прогресса. Простор писательской фантазии заполняли грёзы об авиации и сотворение собственного речного флота, фотографическая съёмка и кинематограф. Последний он совершенно справедливо считал языком интернационального общения и верил в его значимую социальную функцию. При жизни писатель успел попасть в два интересных эксперимента в связи с увлечением Великим Кинемо. Во-первых, стал главным героем документальной киноленты «Леонид Николаевич Андреев у себя на даче в Финляндии» талантливого и прогрессивного кинооператора и, как бы сейчас сказали, продюсера Александра Осиповича Дранкова (фильм 1909 года). Во-вторых, в 41 год, будучи известным на всю Россию писателем, получил предложение от молодого кинорежиссёра Якова Протазанова переделать для кино пьесу «Анфиса», имеющую большой успех в одном из московских театров, – так Андреев впервые попробовал себя в качестве киносценариста.

«Фабрика идей», которыми бредили мир и наше отечество в начале XX века, словно породила андреевскую «фабрику» по непрерывному производству и фиксации мыслей и впечатлений – в слове (помогали печатные машинки и диктофон – изобретение, сразу оценённое классиком), в автохромах (Леонид Андреев одним из первых в России освоил технологию получения цветной фотографии, изобретённую братьями Люмьер в начале XX века, и делал бесчисленные снимки пейзажей, портретов и автопортретов, интерьеров, то и дело выписывая необходимые инструменты и материалы для этого своего страстного увлечения), в живописных полотнах.

Л.Н. Андреев был разным и в каждой своей ипостаси – безусловно, настоящим.

Празднование 146-го дня рождения писателя, увы, обошлось без традиционного чаепития и угощений яблочными пирогами – дом-музей в ремонте. Завсегдатаи музейных встреч очень скучают по привычному уютному пространству андреевского дома на Пушкарной и ждут, после завершения реставрационных мероприятий, возвращения праздника на эту улицу.

Ирина Крахмалева,

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться