8 июня 2018 в 14:39 2462 0
Культура

До свидания, «LUDI – 2018»! В Орле закрылся международный театральный фестиваль

7 июня завершился VIII Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Жюри вынесло свой вердикт, отметив лауреатов в разных номинациях. А зрителям подарили ещё один день праздника – показали два необычных спектакля.

Фото: Ирина Крахмалева/InfoOrel.ru

Вечером 7 июня артисты театра «Свободное пространства» на сцене сыграли в «символическом оркестре» несколько песен орловских групп, иллюзионист показал несколько фокусов. Зачитали приветственный адрес от создателя фестиваля, его первого директора Александра Михайлова. И зритель узнал, кому достались награды по итогам фестивальной недели.

Лауреаты VIII Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI»

  • Гран-при фестиваля – «ЗАПИСИ КОВЯКИНА: ИЩУ ВЫХОДА ИЗ ПЛАНА ЖИЗНИ» (Независимый театральный проект актёра Московского государственного «Театра на Покровке» Сергея Загребнева);
  • Гран-при молодёжного жюри фестиваля и лучший моноспектакль по мнению жюри фестиваля – «ТЮРЬМА» (Nucleus Vinicius Piedade & CIA, г. Сан-Паулу, Бразилия);
  • Лучший спектакль большой сцены, оригинальное музыкальное оформление спектакля (артисты, занятые в спектакле), лучшая женская роль (Наталья Свешникова) – «КОЛЕСО КОЛОМБИНЫ» (совместный проект ООО «Земляничные Поля», Санкт-Петербург и Национального театр Карелии, Петрозаводск);
  • Лучшая роль второго плана (Сергей Козлов), лучшая работа художника (Владимир Королёв), «за верность театральным традициям» (режиссёр Александр Михайлов) – «ЛЮДИ ЛАМАНЧИ» (Государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство», Орёл, Россия);
  • Лучшая мужская роль – Владимир Шабельников, «СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА» (Государственный театр «Суббота», Санкт-Петербург, Россия);
  • Лучший актёрский дуэт – Тамара Адамова и Артём Самигуллин, «СОЛНЕЧНАЯ ЛИНИЯ» (Профессиональный частный театр «THE ТЕАТР», Уфа, Россия);
  • Лучшая работа режиссёра – Алексей Янковский («МАШИНА ЕДЕТ К МОРЮ», Театр «Особняк» (фонд развития культуры и искусства «Особняк»), Санкт-Петербург);

Специальные призы фестиваля:

  • за театральную версию прозы Мирослава Крлежа – «БОБОЧКА, ИЛИ ДРУГИХ 100 СТРАНИЦ PHILIP LATINOVICZ» (Национальный театр «Морузгва» (Загреб, Хорватия);
  • игра актёра Владимира Бабаева – «ДЮЖИНА НОЖЕЙ В СПИНУ РЕВОЛЮЦИИ» (Муниципальный ордена «Знак Почёта» театр им. А. П.Чехова, Таганрог, Россия);
  • игра актёра-режисёра Кшиштофа Рогацевича «КОНТРАБАСИСТ» (Театр «MASKA», Еленя-Гура, Польша).

Почётную грамоту Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ получил режиссёр-постановщик и артист театра «Свободное пространство» Сергей Пузырёв за создание театрального перфоманса на фестивале.

Мысли вслух по мотивам фестиваля

«Очень важно говорить о свободе каждый день»

Эту сокровенную мысль попросил донести через переводчиков актёр, сценарист и постановщик бразилец Винициус Пьедад. Свобода как ценность для человека и свобода творческого высказывания – да, это, пожалуй, сквозная тема состоявшегося в Орле фестиваля.

За 7 дней зрители и жюри увидели 15 спектаклей (13 из них оценивались в конкурсной программе). 7 постановок – моноспектакли, и только один – женский.

Какой мужской характер нам показали со сцены? Ищущий, творческий, музыкально или поэтически настроенный, сильный, мечтательный, одинокий, маленький…

Жалеть или осуждать?

… и даже такой, который так и не вырос из Букваря. Мужчина, не перешагнувший школу дальше первого класса, который ковыряется в носу и рисует мелом на школьной доске. Зрелого человека с детским, чистым взглядом на жизнь в моноспектакле «Цыплёнок из букваря» (по А. Кивиряхку, режиссёр Линас Мариус Зайкаускас) играет заслуженный артист России, худрук и актёр театра «Свободное пространство» Валерий Лагоша.

Герою одиноко и грустно – бабушка умерла. Она была центром мироздания. После неё остались только слова, да картинка из букваря. Весь мир, который обнаруживает вокруг себя Мужчина, составлен из графических знаков. В начале было Слово. Окно, дождь, стол, телевизор… Их рисует на доске и именует – тем самым даёт жизнь не только обозначающему, но и обозначаемому.

Спектакль интерактивный – вот мы отгадываем понятия. А в другой сцене должны додумать, почему герой решает снять ремень со штанов, если в дверь позвонили. Есть и персонаж в зрительном зале, который немного помогает действию.

В первой половине спектакля я едва сдерживаю слёзы. У этого одинокого милого очкарика жизнь не заладилась: он не может гулять в дождливую погоду, у него нет «ботиков». А у меня-то есть! Я сижу и стыжусь того, что у меня – есть, пусть и женские…

Мне от души жалко героя с его простым мироощущением. Его же никто не любит, им интересуются из сочувствия – приносят все эти нелепые вещи (вязаная кофта, шапка с помпоном), которые только усиливают образ трогательного персонажа… Временами его хочется просто обнять. Вот сосед-химик с дачи привёз яблоки, а он – голодный, обедающий одной тюрей, делится с нами, откусывает ровно половину своего яблока, чтобы на второй приём пищи хватило...

«Мы, бедные, должны помогать друг другу». Постойте, эта фраза… Она же, выходит, подсказана ему дядей Паулем. А тот заботится о племяннике, кормит его, дарит ему вещи…Только откуда эти вещи, зачем герой дежурит у окна и что за «мышь» у него в сундуке?.. Он жертва, невинный человек, но оказавшийся в цепких лапах «кошки». Безобидное развлечение, оказывается, имеет свою оборотную сторону. Сиди и думай, как к этому относиться.

Безусловно, спектакль ещё сырой – на фестивале была его премьера. Но он вызывает симпатию и, не сомневаемся, будет интересен зрителям как с формальной, так и с содержательной сторон.

Первое впечатление от постановки может быть обманчиво

Если постановка вас сильно раздражает, не исключено, что она же сильно впечатлит. Так было вечером 7 июня со спектаклем «Машина едет к морю» (театр «Особняк» (фонд развития культуры и искусства «Особняк»), Санкт-Петербург) по пьесе Алекса Бьёрклунда.

Не буду лукавить – добрую половину действия раздражали монотонные и мало дающие просторов для мысли диалоги слепого и глухого, Деда и его внука Виктора. От специфического произнесения словосочетания «тушёная капуста» начинало подташнивать, как будто меня посадили в разваливающееся кресло-качалку и просят не покидать его примерно в течение 105 минут (продолжительность спектакля). Только когда появляется дворник Борис, эта троица актёров начинает меня интересовать. Что здесь у них происходит и к чему выведет? Мне даже уже становится неважно, насколько достоверно актёры изобразят поведение незрячего деда и формы выражения психического расстройства у его внука.

Мальчика-аутиста играет Алиса Олейник. Она виртуозно создаёт образ замкнутого и, по сути, бесполого существа, с которым время от времени случаются истерики и которого увлекает только одно – процесс рисования. Молчит и малюет, молчит и малюет. Громко, без остановки, исступлённо. Это – машина едет к морю.

Почему трагифарс? В спектакле, когда актёры уже взаимодействуют, возникает немало комичных моментов. Сами сцены, когда приятели повздорили, когда дедушка лежит на кухне ну очень долго и как внук пытается к нему подойти и всё не может переступить через брезгливость. Как они все общаются – этого не описать, нужно смотреть. Смешно, когда мальчик сажает за руль воображаемого автомобиля слепого дедушку. Ещё смешнее – когда дед рассказывает другу Борису о том, что автомобиль действительно есть и можно поехать на нём к морю. Это что, шутка? План побега? Куда и от кого?

Речь, конечно, не о четырёх стенах, где от мира заперты наши герои, а об их ритмизованной до боли отчаяния жизни (каждый шаг известен наперёд и записан на подкорку – монолог дедушки не хуже речитатива). Дело – во внутренней тюрьме. И это уже трагедия.

У спектакля такой необычный темпоритм, которого, рискну предположить, орловский зритель у себя дома ещё не видел. Провисания нет ни на минуту – есть глухая пустота, шум от плотной тишины, отстранение и зависание – внутреннего зрения и слуха, паузы длиной в вечность.

Перед тем как принять решение – ехать. К морю. Воплотить план в жизнь. Мечта в глазах Виктора обретает зримые очертания, отражается в них и с помощью артистки Алисы Олейник передаётся в зал. «А вы готовы?» – это вопрос всем нам, каждому из нас. Глубокий взгляд артистки со сцены адресован тебе и соседу по креслу.

В горле комок. Пожалуй, то самое торжество финальной сцены, точка (многоточие) спектакля, которых, как заметил член жюри из Хорватии Боривой Радакович, так не хватало во многих постановках фестиваля. Тут постановка попала прямо в сердце зрителю. Впрочем, Алексей Янковский, получив награду за лучшую режиссуру, сказал, что это – заслуга актёров. Согласимся.

Отпустили фестиваль и готовимся к новой встрече с ним

Яркий перфоманс о том, как зритель вовлекается в жизнь театра, погас. Красный символический шар поздним вечером улетел в небо. В фестивальной неделе поставлена точка. Нам остаётся с большой теплотой вспоминать о ней.

Вместе с жюри мы отпускаем «LUDI – 2018». Это уже история, свершившийся факт, запечатленный на фотокарточках, зафиксированный в рецензиях, отзывах, мнениях. Это одно из самых ярких впечатлений лета для Орла. Подтверждающий дипломами и кубками значение спектаклей, которые мы увидели: лауреаты есть, и они достойны признания, и о них в солидных периодических изданиях напишут уважаемые члены жюри.

А мы с большой надеждой смотрим в 2019 год. Как и худрук «Свободного пространства» Валерий Лагоша и первый заместитель председателя правительства Орловской области Александр Бударин, которые уже сказали «здравствуй» грядущему фестивалю.

Мы будем ждать тебя, IX Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI»!

Ирина Крахмалева,

 фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться