22 апреля 2024 в 13:53 1981 0
Культура

Анна Каменская: «Я всегда в команде, которая делает то, чего нет нигде»

Редакция пообщалась с ведущей популярной в 90-е орловской телевизионной программы «Парк для любознательных» Анной Шульевной Каменской и выяснила, какое место в её жизни сегодня занимает орловский театр.

Фото: из архива А. Каменской

Аббревиатура «ПДЛ»

Только истинные поклонники детских развлекательных программ середины 90-х годов вспомнят, что стоит за этой аббревиатурой – ПДЛ. Занимательные конкурсы для учащихся средней школы, атмосфера командной игры, живые зрительские эмоции и в кадре неизменно она – Анна Каменская, кумир девчонок и мальчишек школы № 7 г. Орла. Они потом копировали её манеру вести конкурсы. Среди её поклонников была и ваша покорная слуга. В «Парке для любознательных» я была приглашённым зрителем. Играли в малом зале Дворца культуры железнодорожников. Передачи потом показывали по орловскому телевидению. Как Анна пришла в программу, мы узнали у неё самой.

«Мне кажется, я по натуре всегда была массовиком-затейником. Знаете, что-то в характере заложено и неизменно, прорастает через тебя всю жизнь, даёт заряд. Помню, как с 13 лет ходила в драмкружок на Стекломаше (ныне утраченный завод г. Орла. – Прим. автора), а педагогом была завклубом завода «Стекломаш», режиссёр Людмила Валентиновна Филатова. Развить свои способности мне помогло Кульпросветучилище, из которого я вышла хореографом. Кстати? в этом году 35-летие нашего выпуска! Там моя педагог Татьяна Дмитриевна Пикалова дала основу массовым играм. И могу смело заявить, что организация массовых мероприятий всегда было моим делом. А ещё я всегда очень любила работать с детьми», – окунулась в воспоминания А. Каменская.

Упомянутая Л. В. Филатова, перейдя работать во Дворец культуры железнодорожников, пригласила нашу героиню к себе заведующей детским сектором.

«Я не люблю штампы и клише: всё, что как обычно, меня не устраивало. И директор ДКЖД попросил придумать то, чего нет нигде, – эта установка всё время меня ведёт по жизни. Календарные праздники и утренники – да, само собой. Но нужен был детский проект. И администрация Дворца пообещала во всём помочь. И тут история с телевидением сама собой вышла на передний край», – рассказывает Каменская о начале пути в ТВ-программу.

Она ещё прежде пробовалась в кастинг ведущих телеканала «Истоки», куда успешно прошла. Было несколько выпусков детской передачи, что-то типа Теленяни. Первая программа была на теплоходе, была ещё запись про зооуголок в Детском парке. Но дальше предложили искать спонсоров, а эта часть работы, чисто коммерческая, была непонятна и неинтересна нашей героине. Так она распрощалась с телевидением. Но тут пришла идея обратиться на ТВ именно для реализации проекта уже в ДКЖД.

Итак, на дворе 1994-й, и тут выясняется, что гуру орловского телевидения, на тот момент ОГТРК, Иван Николаевич Молчанов – хороший знакомый директора ДКЖД. Решено делать телевизионную игру!

«Почему игра и команды? Это не отпускало после училища. Хореография –это для меня база и фундамент по жизни. Она даёт возможность образного мышления: пластика, жесты, мимика, композиция, костюмы – это всё богатейшие ресурсы выразить мысль без слов. Это отдельное видение жизни. Плюс моя тяга к массовым играм. Тогда и была разработана концепция, чтобы на базе Дворца железнодорожников разработать игру. Конечно, основа – известный на тот момент «Зов джунглей». Интернета, однако, не было. Были книги по массовым играм, мероприятиям, серия книг «Всё обо всём». Это всё штудировалось, собиралось в кучу. Оттуда и родился «Парк для любознательных». Это, кстати, тип парка в мире, где люди узнают о разных видах животных. А у нас была такая трансформация идеи с целью собрать ребят, в игровой форме решить, кто веселее, сообразительнее, лучше, успешнее в команде. Подбирались разные темы. Уже по ним выстраивалась вся игра, с конкурсами. Хотелось, чтобы это был не репортажный формат. А лайф, здесь и сейчас», – вдохновенный рассказ Каменской сопровождается комментариями о том, сколько ей дала работа с телевизионной комндой профессионалов и энтузиастов.

Оператор Геннадий Шаипов. Режиссёр Сергей Глухов. Творческая креативная команда переходит в бешеный ритм мозгового штурма. Каменскую берут на монтаж. Монтируют программы на телецентре ночами. Каменская не речевик и смущается, когда слова не рекой льются из уст, а иногда застревают, комкаются – тренируется, пробует снова. Говорит, именно тогда поняла, что главное – это процесс, от которого получала настоящее удовольствие. Этот бесценный опыт пригодился и в дальнейшем. Помогли и налаженные связи. Однако вдохновение со временем, когда идея была уже на потоке, стало уходить. Хотелось чего-то другого, свежего. Кроме того, работая в ДКЖД, Каменская закончила Орловский институт культуры, отделение СКД, и внутри зрела потребность реализовать новые навыки.

Сборка команды

И. Н. Молчанов тридцать лет назад познакомил Анну с «классной девчонкой», автором детских развлекательных программ. И зовут её Марина Викторовна Теплова. Она нынешний директор орловского театра для детей и молодёжи «Свободное пространство». И вот в 2015-м Марина Теплова работала директором Первого областного телерадиовещательного канала. Она делала набор в коммерческий отдел, туда и пригласили Анну (кстати, дружба с ведущей Юлей Чернявской и привела нашу героиню на телевидение). Три года на ТВ Каменскую вполне устраивали. Но потом последовало приглашение от Тепловой уже в театр. Зачем, недоумевала Анна, да ведь она же всегда мимо него ходила, из артисток помнила только Маргариту Рыжикову. А тут должность, да ещё и начальника отдела по гастрольной деятельности. Доверилась. Плюс знала, что в команде театра уже есть фонтанирующая креативными идеями, завлит, заместитель худрука Светлана Анатольевна Коновалова, автор орловской саги о войне. Светлана Анатольевна была прежде завучем гимназии № 39 г. Орла, классы которой тоже участвовали в игре «Парк для любознательных». Так что команда в театре собралась неслучайная.

Места силы

«Я в «Свободном пространстве» шесть лет и ни разу не пожалела. Здесь всё завертелось по-новому, – открывается Анна Каменская. – Отвечаю за многие организационные моменты, за логистику, когда проводим или принимаем гастроли, за внутренние гастроли, когда едем в районы, выступаем в детских садах, когда театр сам приходит к зрителю. Когда я пришла, от Марины Викторовны было получено первое задание – пересмотреть все наши спектакли. Я теперь всё смотрю, и вожу экскурсии по закулисью, чтобы дети, да и взрослые знали, из чего состоит спектакль, как он собирается, чем заняты все 123 человека нашего коллектива. И на всех прогонах бываю, потому что работаю ещё дежурным администратором. Мой любимый спектакль – это «Поминальная молитва». Это мне близко по моим историческим корням. И вот у меня сейчас два места силы – наша орловская синагога (Анна входит в Орловскую еврейскую религиозную общину. – Прим. автора) и зрительный зал «Свободного пространства». Когда тебе плохо и нужен ресурс, тебе просто необходимо погрузиться в действо, которое происходит на сцене. Да, к творческому процессу ты не имеешь отношения, но в этом большом организме ты его часть, которая помогает всему этому взаимодействовать, жить, дышать».

История детских игровых программ не отпускает Анну и в театре. Весело проходят выпускные начальной школы в театре: после просмотра спектакля детей собирают в фойе и в игровом формате отмечают окончание самой ранней школьной поры.

Время идей

Но вернёмся к началу разговора. В «ПДЛ» в перерывах использовали творческие номера, уже подготовленные творческими коллективами, которые занимались на базе ДКЖД. Это была одновременно и реклама возможностей едва ли не лучшего в городе ДК. Он ведь был и впрямь впереди всей планеты. Уже тогда музыку и аранжировки для детских спектаклей писал сам директор Юрий Смирнов, художница Ирина Фетисова – профессионал очень высокого уровня, конструировала, лично изготавливала и давала жизнь ростовым куклам, так что Дворец перебивал даже рейтинг театров по количеству посетителей. Да, Анна Каменская тоже была в той команде и помнит, как переодевалась покемоном. А ещё это она лично отвечала за дискотеки для школьников в ДКЖД: был свой диджей, а стены в малом зале расписали, и там танцевали учащиеся школы № 7. Редакция нашла билет на одну из дискотек. И окунулась в ностальгию по юности и по времени идей. Так и появился этот материал. Спасибо, что прочитали его.

Беседовала Ирина Крахмалева


Источник: ИА «Инфо-Сити», InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться